на главную   актеры

Жан-Пьер Лео

Jean-Pierre Léaud

Жан-Пьер Лео

Жан-Пьер Лео родился 28 мая 1944 г. в Париже. В 14 лет он дебютирует в роли Антуана Дуанеля в полубиографическом фильме режиссера Франсуа Трюффо «400 ударов». С этого момента, бросив лицей, в котором он учился, Лео навсегда связывает свою жизнь с кинематографом.

Помимо Трюффо, сделавшего его героем своей саги об Антуане Дуанеле, Лео много снимается у Годара, а в 1966 году получает приз Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «Мужское - женское».

В 1984 году Франсуа Трюффо умирает и, потеряв своего учителя, Жан-Пьер Лео почти исчезает из кинематографа. В 1985 году он, правда, появляется у Годара в фильме «Детектив», но только благодаря Аки Каурисмяки, пригласившему его сняться в фильме «Я нанял убийцу» (1990 г.), Лео удалось перезапустить карьеру.

от режиссёра
Работать с Лео было забавно, потому что я всегда восхищался его игрой и подражал ему в «Лгуне». И теперь я подготовил для него роль в том же самом ключе, и вот, играя, он подражал мне, который подражал ему... Но это было и довольно-таки трудно: ведь он играл первую главную роль после пятнадцатилетнего перерыва, да и маленьких ролей у него было немного. Теперь его забросили в Лондон, на чужую землю, в чужую группу, где надо говорить на чужом языке. Он был сильно перепуган вначале, случалось, что убегал со съемочной площадки, и мне пришлось вести его за собой через весь фильм, как ребенка. В первую же неделю произошел нервный срыв, и протащить актера сквозь этот ад в шелковых перчатках оказалось немалым подвигом. Но в конце мы отплясывали трепака...».

Аки Каурисмяки

Телеканал "Культура" о Жан-Пьере Лео, 2009 год.

Андрей Плахов в своей книге «Аки Каурисмяки. Последний романтик» пишет: «Режиссер сумел застать легендарного артиста в критический момент: после смерти Трюффо  утративший своего ментора Лео приобрел выражение глубокой потерянности и из стареющего юноши стал превращаться наконец в мужчину, переживающего собственный, а не чужой опыт. Он больше не изображал Трюффо, каким тот себя видел — хрупким, уязвимым, травмированным и несчастным, он действительно стал таким, и зрелище это оказалось вовсе не столь трогательно и эстетично.

Его роль в «Убийце», где актер играет затравленность и виктимность с перекошенным от внутренней боли лицом, — венец и кода блистательно начавшейся актерской карьеры, далее пошел распад. Изображая жизнь француза, по неизвестным причинам вынужденного бежать со своей родины и поселиться в чужом городе, Каурисмяки использовал реальные факты из биографии Лео: он побывал в тюрьме за то, что ударил пожилую даму цветочным горшком по голове (старушка слишком шумела) и оказал сопротивление полиции. Вероятно, это был единственный случай насилия с его стороны, но его хватило, чтобы окончательно испортить артисту жизнь.

Критик С. Тойвиайнен пишет: «Фильмы могут счастливо кончаться, но Лео остается рыцарем Печального образа... печаль остается несмотря на то, что жертва и киллер меняются ролями... жизни удается выпросить у смерти отсрочку. Что может лучше рассеять клоаку мрака над чахоточным убийцей, чем обманчивый, хмурый, но целительный юмор, который Аки Каурисмяки распространяет на жизнь и смерть, возможность и необходимость, выбор и предназначение...». Именно предвестие раннего старения и тяжелейшего кризиса Каурисмяки ухватил в своем исполнителе, который играет с выразительным лаконизмом, присущим лучшим финским актерам, и в то же время несет в себе натуральность персонажа «новой волны». Каурисмяки и Лео наполнили «британский фильм» финско-французской меланхолией — как бы ни казалось немыслимо это сочетание».

Свой ломаный английский Лео превращает в самостоятельный вид искусства и тем приближается к персонажам немых фильмов; его призрачное присутствие в чужеродном пейзаже являет своего рода диалог-пантомиму, в ходе которой он ищет смысл жизни, обращаясь при этом к собственной смерти (или к своей смертной сущности)…»

Петер фон Баг

Фрагмент из фильма «Léaud l'unique». Режиссёр Серж Ле Перон, 2001 г.


Жан-Пьер Лео в фильме «Мужское - женское» (1966 г.) и подражающий ему Аки Каурисмяки в фильме «Лгун» (1981 г.)


Аки Каурисмяки и Жан-Пьер Лео на съёмках фильма "Я нанял убийцу". Фото: М.- Л. Хукканен

Аки Каурисмяки и Жан-Пьер Лео на съёмках фильма "Я нанял убийцу". Фото: М.- Л. Хукканен


Жан-Пьер Лео в фильмах Аки Каурисмяки
Оставить комментарий