Компания «Виллеальфа»

Тимофей Шаблан  |  Aki-kaurismaki.ru 

 

Аки Каурисмяки проник в кинообщество Финляндии голодным незваным гостем. Был конец 70-х, из-за работы отца Аки жил разъездами и, до прибытия в Хельсинки, успел восемь раз сменить место жительства. Теперь, двадцатилетним, он проводил воскресные вечера на проспекте Маннергейма со своими друзьями Паули Пентти и Вейкко Аалтоненом. Не было ни денег, ни еды.

 

Аки с жадностью глотал фильмы, по три-четыре в день, Пентти и Аалтонен тоже были фанатами кино. Не удивительно, что в один воскресный вечер пришла мысль снять фильм самим. Вейкко Аалтонен взялся руководить процессом, но компаньоны быстро поняли, что сделать художественное кино совсем без денег не удастся.

 

Тем временем брат Аки Мика уже всё решил за двоих. С 1977 года он изучал кино в Мюнхенской киношколе, и как раз приближалось время дипломных работ. «Вам всё ещё интересно кино?» - спросил он у Аки и Паули Пентти.

 

Поставленный Микой по сценарию Аки и Паули Пентти короткометражный фильм «Лгун» собрал чуть больше тысячи зрителей [1]. Но, тем не менее, двери в кинообщество были открыты, и братья не побоялись войти внутрь.

 

Матти Пеллонпяя, Мика и Аки Каурисмяки. Villealfa, февраль 1982 г.

Arvottomat

Аки и Мика Каурисмяки на съемках фильма "Никчёмные", 1982 г.

 

Продюсерской компании, которую в январе 1981 года решено было создать для своих будущих фильмов, дали название «Виллеальфа» (Villealfa Filmproduction Oy). Главного героя в «Лгуне», сыгранного Аки, тоже звали Вилле Альфа, это была дань уважения Годару и его фильму «Альфавиль».

Богема и панки

По мнению Эндрю Нестингена [2], на состав и идеологию группы «Виллеальфа» повлияли два события в культурной жизни Финляндии конца 70-х.

 

Первое - это появление нового авангардного театра. Речь идёт, прежде всего, о постановке 1978 года «Пит Кью или Смерть канатоходца» (Nuorallatanssijan kuolema eli kuinka Pete Q sai siivet). Этот спектакль, по отзывам критиков, «провозгласил свободу художественной деятельности от эстетического авторитаризма» [3]. Группа актеров, создавшая этот спектакль, называла себя Финским народным театром. Этот театр долго не просуществовал, но постановочная группа и актеры были тесно связаны с Рюхматеаттери, который продолжил подобные проекты.

 

Многие актеры этого театра стали актерами Каурисмяки. Например, кастинг для «Союза Каламари» (1985) заключался в том, что Каурисмяки явился на репетицию в Рюхматеаттери и пригласил всех, кому это интересно, сниматься у него в фильме. Так в группе появились Кари Вяянянен, Кари Хейсканен, Пиркка-Пекка Петелиус, чуть раньше – Маркку Тойкка, чуть позже – Веса Виерикко.

 

Vesa Vierikko Vesa Vierikko

Слева - Веса Виерикко в спектакле "Пит Кью" (1978 г.). Справа - он же, в фильме "Девушка со спичечной фабрики" (1990 г.)

 

Вторым таким событием стали гастроли группы группы Ramones и волна панк-рока, захлестнувшая финскую рок-сцену после них. Со многими рок-музыкантами Аки сблизился ещё в Тампере, где он пару лет изучал журналистику в местном университете. Его часто можно было увидеть в компании музыкантов в каком-нибудь пабе или в ресторане «Тилликка». Первый концерт Ramones в Хельсинки состоялся 16 мая 1977 года, это была первая весна Аки Каурисмяки в городе.

 

Театр и панк-рок, которые на первый взгляд казались абсолютно разными, объединяли схожие мятежные взгляды. New Musical Express писал о Ramones: «Эти четверо парней, играющие на гитарах в своём подвале, показывают средний палец таким динозаврам рока как Led Zeppelin и Pink Floyd».

 

Eppu Normaali Martti Syrjä, Mika Kaurismäki

Слева - Матти Сюрья (Eppu Normaali) на съемках фильма "Сайма-явление". За камерой - Аки Каурисмяки и Тимо Салминен. Справа - Матти Сюрья и Мика Каурисмяки на съёмочной площадке фильма «Ночная работа» (1988 г.)

Aki Kaurismäki, Sleepy Sleepers

Аки Каурисмяки и музыканты группы Sleepy Sleepers, впоследствии - "Ленинградские ковбои".

 

Джим Джармуш как-то сказал, что фильм больше музыка, чем литература. Влияние панка отчетливо проявляется в первых фильмах «Виллеальфа». Фронтмен Eppu Normaali Матти Сюрья, впервые появившийся в фильме «Сайма-явление» (1981), отмечает, что гастроли Ramones в Финляндии весной 1977 года изменили его взгляд на музыку, вдохновив Eppu Normaali на адаптацию панк-эстетики. Фильм «Сайма-явление», о путешествии трёх финских рок-групп Juice Leskinen Slam, Eppu Normaali и Hassisen Kone по Сайме, поднял братьев Каурисмяки до среднестатистического показателя в 52 тысячи зрителей. Однако их зрителей было не пятьдесят тысяч. Это было целое поколение, в большинстве своём студентов, которые заметили, что наконец-то кто-то сделал кино для них. На следующий фильм, «Никчёмные» (1982), они уже привели своих друзей [4].

 

Актерский состав «Союза Каламари» представлял собой объединение актеров, которые играли в «Пите Кью», и музыкантов, игравших на мятежной финской рок-сцене того времени, таких как Матти Сюрья и Туомари Нурмио. Каурисмяки подчеркивает свою принадлежность к этому в интервью 1984 года: «Я анархист, потому что Финляндию, как и другие страны, возглавляет стадо идиотов, которые делают жизнь практически невозможной. Обычные люди не имеют возможности влиять на это, кроме как пырнуть кого-то ножом на празднике летнего солнцестояния».

 

Calamari Union

Перед премьерой «Союза Каламари». Слева направо: Паули Пентти, Пантсе Сюрья, Асмо Хурула, Аки Каурисмяки, Сакке Ярвенпяя, Тимо Салминен, Мато Валтонен, Яаако Таласкиви, Йоуко Лумме, Мика Каурисмяки. Ювяскюля, зима 1985

 

Анархизм, богемность и панк помогают объяснить небрежный стиль и бунтарский дух таких фильмов, как «Лгун» и «Союз Каламари».

Товарищество

Многие из актеров Каурисмяки познакомились друг с другом ещё будучи студентами Театральной школы [5] в Хельсинки. Среди них были Кари Вяянянен, Веса Виерикко, Маркку Тойкка и Матти Пеллонпяя. Более широкий круг включал в себя Вейкко Аалтонена, Паули Пентти и Аки Каурисмяки. Богемность, присущая жизни этой группы, помогала очертить границы со старшим поколением художников и интеллектуалов.

 

Mato Valtonen, Sakke Järvenpää Matti Pellonpää, Kari Väänänen

Слева - «развозчики булочек» Мато Валтонен и Сакке Ярвенпяя. Передачу с таким названием они вели на радио в течении 10 лет. Справа - Матти Пеллонпяя и Кари Вяянянен читают на радио «Винни Пуха».

 

Фирменным знаком такого товарищества стала аббревиатура SHS, которую можно увидеть после некоторых имен в титрах ранних фильмов. Эта аббревиатура означала Suomen hönöseura, что переводится как «Финское общество комедиантов». Статус члена SHS имели только всесторонние кинопрофессионалы, чьё участие в фильме не сводилось только к их официальному статусу: актер мог помочь настроить освещение, сценограф мог добровольно вести машину на заднем плане. Матти Пеллонпяя, придумавший SHS, год отучился по специальности «техника съёмки» и мог работать осветителем и ассистентом оператора. В SHS было девять полноправных членов [6].

 

Актёр Веса Виерикко как-то в шутку сказал, что на самом деле SHS расшифровывалось как Suomen hаnаseura, т.е. «Финское общество пивного крана». По его словам, эта группа объединяла актеров, которые проводили большую часть времени вместе – и на съемках, и отдыхая после съемок. Главный принцип этого коллектива был прост - «есть деньги - платишь за всех». Часто какие-то шутки, понятные только этому узкому кругу, переходили и в фильмы.

 

Komsomol

«Комсомол» (такая подпись стояла под этим снимком в книге Петера фон Багха).

На съёмках фильма  «Тени в раю», в «квартире Никандера» (район Хаканиеми), апрель 1986. Слева направо:  звукорежиссёр Юко Лумме, ассистент режиссёра Паули Пентти, Матти Пеллонпяя, Аки Каурисмяки, Тимо Салминен, впереди: ассистент оператора Хейкки Ортамо, Олли Варья, Юусо Хирвикангас. Фото: М.-Л. Хукканен.

 

Когда участник группы смотрит старые фильмы «Виллеальфа», он видит не художественное кино, а, скорее, домашнее видео: «Здесь рядом был ещё тот бар, где мне надрали задницу» или «в этом фильме была 200-литровая ванна с коскенкорвой». Сначала «Виллеальфа» была группой, в которой вместе ели, вместе пили и знали, что главной платой за съёмки были сами съёмки. Многие из актеров и музыкантов, которые входили в группу, снимались, не ожидая оплаты за фильмы, которые были сделаны на «нулевом бюджете». Веса Виерикко, например, не помнит, чтобы ему платили за роль Аарне в «Девушке со спичечной фабрики», но он хорошо помнит, как ел и пил во время съемок.

 

Примерно то же случалось и с приглашенными зарубежными звездами. Ники Теско попросил только, чтобы ему оплатили перелет из Англии в Америку для съёмки в «Ленинградских ковбоях». Джим Джармуш хотел один из кадиллаков, использованных в фильме, но в конце концов отказался и от этого.

 

«Членом мафии Каурисмяки» называли и Хелену Юлянен, журналистку «Хельсингин Саномат». Она была первой, кто похвалил и поддержал молодого Аки Каурисмяки.

 

Helena Ylänen

Хелена Юлянен, 1982 г. 

 

Юлянен начала свою журналистскую карьеру в «Хельсингин Саномат» примерно в тот же день, когда в Финляндии состоялась премьера фильма «Лгун». Критики писали, что «благодаря ей из братьев Каурисмяки получились эти режиссеры, а из Eppu Normaali после «Саймы – явления», получилась эта группа».

 

Юлянен была самым известным и самым читаемым кинокритиком Финляндии. В барах обсуждали, много ли у Аки будет зрителей без Хелены, этого «помощника музыкантов оркестра “Виллеальфа”».

Каурисмяки Ltd.

Компания Villealfa была участником Filmtotal, кинообъединения, действовавшего в Хельсинки в начале 1980-х годов, в которое вошли также Reppufilmi Ансси Мянттяри и Giron Film Маркку Лехмускаллио.

 

Для снижения затрат, три кинокомпании разделили офисные помещения и персонал, а также согласовали свои графики производства и выпуска, чтобы минимизировать конкуренцию. Быстрый и дешевый метод производства Filmtotal отвергал разработку сценариев, планирование съемок, отдавая предпочтение написанию сценариев на месте и импровизации.

 

На съёмках фильма «Тени в раю»

На съёмках фильма "Тени в раю"

 

Бывали, конечно, и исключения. Для фильма «Я нанял убийцу» пришлось написать четкий сценарий, так как фильм продали во Францию ​​и Германию заранее. Второй причиной был актёр главной роли Жан-Пьер Лео, который подтвердил свое участие только после того, как увидел сценарий. Или, например, фильм «Ариэль», для которого тоже пришлось писать сценарий, чтобы получить субсидию от кинофонда.

 

Большинство фильмов, связанных с Filmtotal, были сняты в Хельсинки по короткому графику съемок в рамках того же низкобюджетного подхода. Сцены репетировали меньше обычного, и, как правило, хватало одного дубля. Такой стиль стал характерным для подхода Аки Каурисмяки к кинопроизводству, и он придерживается его до сих пор.

 

Фильмы, снятые братьями Каурисмяки в начале 1980-х годов, оказались, по оценкам кассовых сборов, самыми успешными на финском рынке. На «Преступление и наказание» было продано 68 тысяч билетов. Но к концу 80-х новые фильмы уже не дотягивали до этой цифры (забегая вперед, отметим, что лишь в 2002 году удостоенный международных наград «Человек без прошлого» затмил продажи «Преступления и наказания» -176 тысяч зрителей).

 

Финский кинорынок был очень мал, и братьям нужно было покорять Европу. Человеком, сыгравшим здесь ключевую роль, стала Криста Сареди [7] из World Sales. В 1986 году она увидела «Тени в раю» и влюбилась в это кино. С тех пор она представляла фильмы братьев Каурисмяки за пределами Финляндии вплоть до 2002 года, когда совсем ушла из этого бизнеса.

 

Криста Сареди

Криста Сареди.

 

Сареди представила Аки и Мику Джиму Джармушу, помогла установить связи с другими крупными режиссерами и актерами. Она содействовала организации ретроспективы братьев Каурисмяки в Музее современного искусства в Нью-Йорке в январе 1989 года (Аки стал самым молодым режиссером, когда-либо представленным этим музеем). Международные продажи, особенно во Франции, Германии и Италии, обеспечили аудиторию и помогли привлечь дополнительное финансирование из таких источников, как французские и немецкие телеканалы.

 

Аки и Мика Каурисмяки

Аки и Мика Каурисмяки после премьеры фильма Джима Джармуша «Вне закона» в кинотеатре Андорра. Хельсинки, Ээрикинкату, лето 1987 г. Фото Джима Джармуша.

 

В 1986 году Мика и Аки Каурисмяки основали кинофестиваль «Полуночное солнце», на который с удовольствием приезжали такие мастера как Сэмюэл Фуллер, Джонатан Демме, Майкл Пауэлл. В том же году они основали кинопрокатную компанию Senso Films. А годом позже Senso Films открыла свой кинотеатр в Хельсинки – «Андорра».

Полный контроль

Ренни Харлин, успешный финский режиссер, работающий в Голливуде, был обижен словами Аки о том, что он просто техник без собственного видения, часть машины.

 

Аки Каурисмяки стремился быть всей машиной. Он держал производство под полным контролем. Возможно, этот контроль со стороны Аки уничтожил способность некоторых сотрудников «Виллеальфа» принимать самостоятельные решения. Призрак Аки постоянно находился рядом с ними, даже когда Аки загорал у себя в Португалии. У них всегда был наготове железный аргумент: «Аки это бы не понравилось».

 

Аки сохранял контроль и в маркетинге «Виллеальфа». В компании долго с горечью вспоминали те европейские афиши, на которых имя Кари Вяянянена, исполнителя главной роли в фильме Мики «Хельсинки-Неаполь всю ночь напролёт» было набрано мельче, чем у появляющихся в эпизодах Сэмюэла Фуллера и Джима Джармуша. Каурисмяки с тех пор не разрешал использовать имена приглашенных звезд в раскрутке своих фильмов.

 

 

Аки хорошо помнит, кто и что написал о его фильме. За «неправильную трактовку» он мог отомстить. Когда-то он отказался отдать презентацию фильма Джима Джармуша «Вне закона» кинотеатру «Пиркка» в Тампере, хотя это уже было согласовано. В качестве причины он сказал, что в журнале «Ла Страда», выходившем в Тампере, о фильме Джармуша было написано «некорректно». Каурисмяки также запретил продавать «Ла Страда» в «Андорре» в Хельсинки, хотя это тоже было согласовано. На самом деле, причина была в другом. О фильме Джармуша статья была вполне нейтральной, а вот о «Гамлете» Каурисмяки в том же номере редактор журнала отозвался не лучшим образом.

 

Для Аки дать любую «ложную» интерпретацию - всё равно что рубануть топором по пленке, потому что так можно уничтожить всю суть произведения, прежде чем она дойдет до сознания зрителя.

 

Случалось, что жесткое руководство со стороны Аки становилось и причиной конфликтов в группе. В 1988 году на съёмке «Ленинградских ковбоев» группу покинули сразу три человека, работавшие с Каурисмяки с самых первых фильмов - осветители Хейкки Ортамо, Микко Маттила и монтажёр Райя Талвио.

Завершение

Компания «Виллеальфа» трансформировалась в 1991 году, когда Аки сосредоточил свою производственную деятельность в Sputnik Oy, а Мика - в своей компании Marianna Films Oy.

 

Основание компании «Виллеальфа» в 1981 положило начало потоку фильмов, снятых не только братьями Каурисмики, но и другими молодыми режиссерами: Паули Пентти, Вейкко Аалтоненом и Марьяной Мюккянен [8]. «Виллеальфа» продолжала работать до 1997 года, продюсируя фильмы этих режиссеров, а также Кари Вяянянена, Хейкки Ортамо и других. В 1990 г. был выпущен сингл Джо Страммера с двумя песнями из фильма «Я нанял себе убийцу».

 

 

Всего с 1981 по 1997 год под лейблом Villealfa Filmproductions вышло 50 фильмов, включая фильм Ларса фон Триера «Рассекая волны», в производстве которого «Виллеальфа»  участвовала.

 

При подготовке этого материала использованы работы: Eero Hyvönen «Aki Kaurismäki: Aki Suuri» (большое спасибо Ольге Малюге за помощь с переводом), Andrew Nestingen «The Cinema of Aki Kaurismaki: Contrarian Stories», Sanna Peden «Our Aki», видеоматериалы YLE.

 
[1] Всего было продано 1153 билета. Была напечатана лишь одна копия фильма, которая в течение недели показывалась в только что открывшемся кинотеатре «Illusion» в Студенческом доме на Маннергейментие, 5. Затем фильм был показан на фестивале короткометражных фильмов в Тампере, удостоен премии Ристо Ярвы.
[2] Andrew Nestingen. The Cinema of Aki Kaurismki: Contrarian Stories. 2013. 
[3] Там же.  
[4] На фильм «Никчемные» было продано 70188 билетов.
[5] Финская Театральная школа (Suomen Teatterikoulu) просуществовала до 1979 года, когда путем слияния со Шведской театральной школой (Svenska Teaterns elevskola) была создана Театральная академия Хельсинки.
[6] В состав SHS входили: Матти Пеллонпяя, Аки Каурисмяки, Паули Пентти, Яакко Таласкиви, Юусо Хирвикангас, Хейкки Ортамо, Олли Варья, Микко Маттила и Эркки Астала.
[7] Криста Сареди, по образованию переводчик, в 1986 году основала World Sales Christa Saredi, дистрибьюторскую компанию, специализирующуюся на продвижении и международном распространении качественных фильмов, которые были представлены на всех важных кинофестивалях и рынках. На протяжении многих лет, Криста Сареди сотрудничала с режиссерами Джимом Джармушем, Аки Каурисмяки, Михаэлем Ханеке, Бахтияром Худойназаровым и внесла большой вклад в их карьеру. В 2002 году компания Сареди прекратила свою деятельность.
[8] Если кто помнит роскошную блондинку в спортивном авто из «Союза Каламари», то это и есть Марьянна Мюккянен. Она стала известным в Финляндии режиссером и специализировалась на музыкальной документалистике. В 1988 году она сняла фильм «Серп и гитара» (Sirppi ja kitara) о советских рок-группах.
 
 

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на http://aki-kaurismaki.ru обязательна.

E-mail: admin@aki-kaurismaki.ru 

© AKI-KAURISMAKI.RU