на главную   актеры

Андре Вилмс – между Марксом и Иисусом

Мари-Ноэль Траншан  |  Le Figaro  |  21.12.2011
Четвертая совместная работа актера с Аки Каурисмяки в светлой сказке-нуар «Гавр».
Андре Вилмс в фильме «Гавр»

«Пастух или чистильщик обуви – только эти профессии позволяют соблюдать заповеди Нагорной проповеди», – говорит Марсель Маркс в фильме Аки Каурисмяки «Гавр», получившем недавно премию Луи Деллюка как лучший французский фильм года. Возможно, именно поэтому Марсель Маркс решил оставить жизнь богемного писателя и стать вокзальным чистильщиком обуви в Гавре. По крайней мере, он разделяет его бедность, доброту, чувство справедливости и чистосердечность. Он немногое может раздобыть для горячо любимой и тяжело больной жены Арлетти, но проявляет безграничную изобретательность, чтобы помочь африканскому подростку, сбежавшему из контейнера, перевозящего нелегальных иммигрантов. В квартале, словно вышедшем из французского кино 1950-х годов, бакалейщик не желает с ним знаться, сосед доносит на него, полиция ходит за ним по пятам, но он всегда может рассчитывать на теплый прием в кафе «Модерн» с его красавицей хозяйкой. И все же Марселю удается завоевать всеобщее расположение благодаря своему обаянию и бесстрашию.

Марсель Маркс – импозантный мужчина с красивыми, крупными, благородными чертами лица Андре Вилмса, ставшего практически двойником Аки Каурисмяки со времени их первой совместной работы в «Жизни богемы» («у вас грустные глаза, это мне подходит», - сказал ему режиссер), за которой последовала картина «Ленинградские ковбои встречают Моисея» и немой фильм «Юха». Тот же отстраненный юмор, меланхолический настрой, та же язвительная краткость, недоверчивость и независимость, та же мрачная и суровая точность попадания в ноты.

Очевидно, что Андре Вилмс нашел взаимопонимание с Каурисмяки, что не часто случалось с ним в кино. Он, прежде всего, театральный актер и режиссер, несмотря на его незабываемые экранные образы. В фильме Этьена Шатилье «Жизнь — это долгая спокойная река» он сыграл отца образцового католического семейства Ле Кенуа. Он снялся в картинах «Чтица» Мишеля Девиля, «Месье Ир» Патриса Леконта, «Странное место для встречи» Франсуа Дюпейрона в роли дальнобойщика, соблазненного Катрин Денев. В целом, его послужной список в кино достаточно длинный, но роли часто небольшие. И он некоторым образом отстраняется от кино. Он любит цитировать слова Роберта Митчума: «Я выбрал эту профессию, когда посмотрел “Рин Тин Тина”. Я подумал, что если собака может это делать, то и у меня должно получиться».

Театр занял значительно более важное и существенное место в жизни этого эльзасца, выросшего в рабочих кварталах Страсбурга и не помышлявшего изначально об огнях рампы. Переехав в Тулузу, он собирался устроиться рабочим. Нашел место рабочего сцены в театре Гренье. Затем начал участвовать в массовке. Это привело его в Национальный театр Страсбурга, где его заметил Клаус Михаэль Грюбер и пригласил в свой фильм «Фауст в больнице Сальпетриер» (1976). В Национальном театре Страсбурга под руководством Жана-Пьера Венсана и Андре Энгеля он прослужил девять лет, работал с такими известными театральными режиссерами как Мишель Дейч, Бернар Собель, Хайнер Мюллер, Хайнер Геббельс, а затем занялся постановкой собственных спектаклей.

Будучи последователем Грюбера в театральной сфере и Армана Гатти в политике, Андре Вилмс поддержал левые идеи 1968 года как революционный пролетарий, мечтавший изменить мир и увидевший в театре «место проклятий и полемики». У него сохранилась склонность к самокритике, он по-прежнему не желает довольствоваться готовыми идеями и простыми постулатами. Своими «Вакханками» он бросил вызов религии. Но, несмотря на это, ему удалось привнести поистине евангельское очарование в атмосферу «Гавра».

Перевод с французского: С. Чистякова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий