на главную   акиландия

Коскенкорва и сигареты

Петер фон Баг  |  из книги "Aki Kaurismäki", Cahiers du Cinéma, 2006

Человек, сигарета и тоскливый взгляд – думаю, хоть в этом-то я мастер...»

Аки Каурисмяки,
«Лянси Суоми», 24 августа 1998 года

Сигарета – символическая черта кино Каурисмяки, которая заставляет задуматься. Возможно, когда-то она была элементом стиля фильмов-нуар 40-х годов. А также, в ней, несомненно, заключается элемент протеста, учитывая все более и более навязчивый характер борьбы с курением. В «Огнях городской окраины», сигареты, выкуриваемые одна за другой, означали еще кое-что: они, словно иллюстрация того, как использованное, растоптанное существо продолжает пользоваться своим организмом, словно машиной, не имеющей больше к нему отношения. Это курение, лишенное остатков ореола «звезды экрана», становится символом износа. Эффект почти ужасающий. Он достигает своего пика в серии эпизодов в тюрьме, целиком утонувшей в сигаретном дыму, где год жизни Койстинена идет вслед за сменой времен года. В водовороте рок-музыки эпизод игры в карты с прислуживающей Мирьей, которая водит пылесосом – изображение «не-жизни», напоминающее о потрясающем комментарии Максима Горького, написанном в 1896 году к фильму братьев Люмьер (и искусству того времени − кино): «Кажется, что эти люди мертвы, а их тени навечно обречены молча играть в карты».

Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»
Кадр из фильма «Огни городской окраины»

Кадры из фильма «Огни городской окраины».

Национальный финский напиток - водка Коскенкорва, обязанная своему названию небольшому селении в Остроботнии – не смотря на свою не очень давнюю историю (её производство началось лишь в 1953 г.), стала, как заверяет официальный сайт этого напитка, «символом исконно финских ценностей». Коссу, как ласково называют её финны, «побуждает своих ценителей думать и смотреть на вещи с другой стороны, коротко говоря – осмелиться мыслить иначе».

У Коскенкорвы особенно яркая роль в двух фильмах Каурисмяки. В «Татьяне» Рейно, которого играет Матти Пеллонпяя, без конца прикладывается к бутылке водки, которая может быть только Коскенкорвой; в фильме мы также видим классический жест при открывании бутылки, когда сначала по ней стукают локтем. Другой исполнитель главной роли в «Татьяне» − Мато Валтонен – непрестанно пьет кофе, который тоже можно считать национальным напитком. Потребление кофе – самое большое на душу населения на планете – третий национальный рекорд Финляндии, наряду с использованием Интернета и мобильного телефона. Быть может, эти три факта таинственным образом связаны с главной проблемой этой страны – трудностями в общении.

Кадры из фильма «Береги свою косынку, Татьяна»

Кадры из фильма «Девушка со спичечной фабрики»

До «Татьяны» в фильме «Девушка со спичечной фабрики» отчим Ирис пьет Коскенкорву как столовую воду, пряча пустую бутылку в ногах. Значение этих жестов велико. Постоянное легкое опьянение является, во-первых, неким «мотивом бедняка», помогающим пережить трагедии социального напряжения. Во-вторых, водка имеет привкус запретного плода, десятилетия спустя после провала «Сухого закона» (1919-1931 гг.). Коскенкорва – грандиозная основа образа жизни финского рабочего, настоящая и буйная страсть которого в выходные дни заключена в попойках, достигающих легендарного размаха.

Перевод с французского:  Л. Тюрина, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий