Сигарета – символическая черта кино Каурисмяки, которая
заставляет задуматься. Возможно, когда-то она была элементом стиля фильмов-нуар 40-х годов. А также, в ней,
несомненно, заключается элемент
протеста, учитывая все более и более навязчивый характер борьбы с курением. В
«Огнях городской окраины», сигареты, выкуриваемые одна за другой, означали еще
кое-что: они, словно иллюстрация того, как использованное, растоптанное существо
продолжает пользоваться своим организмом, словно машиной, не имеющей больше к
нему отношения. Это курение, лишенное остатков ореола «звезды экрана»,
становится символом износа. Эффект почти ужасающий. Он достигает своего пика в
серии эпизодов в тюрьме, целиком утонувшей в сигаретном дыму, где год жизни Койстинена идет вслед за сменой времен года. В водовороте рок-музыки эпизод игры
в карты с прислуживающей Мирьей, которая водит пылесосом – изображение «не-жизни»,
напоминающее о потрясающем комментарии Максима Горького, написанном в 1896 году
к фильму братьев Люмьер (и искусству того времени − кино): «Кажется, что эти
люди мертвы, а их тени навечно обречены молча играть в карты».
Национальный финский напиток - водка Коскенкорва, обязанная
своему названию небольшому селении в Остроботнии – не смотря на свою не очень
давнюю историю (её производство началось лишь в 1953 г.), стала, как заверяет
официальный сайт этого напитка, «символом исконно финских ценностей». Коссу, как
ласково называют её финны, «побуждает своих ценителей думать и смотреть на вещи
с другой стороны, коротко говоря – осмелиться мыслить иначе». |
|
У Коскенкорвы
особенно яркая роль в двух фильмах Каурисмяки. В «Татьяне» Рейно, которого играет Матти Пеллонпяя, без конца
прикладывается к бутылке водки, которая может быть только Коскенкорвой; в фильме
мы также видим классический жест при открывании бутылки, когда сначала по ней
стукают локтем. Другой исполнитель главной роли в «Татьяне» − Мато Валтонен
– непрестанно пьет кофе, который тоже можно считать национальным напитком.
Потребление кофе – самое большое на душу населения на планете – третий
национальный рекорд Финляндии, наряду с использованием Интернета и
мобильного телефона. Быть может, эти три факта таинственным образом связаны
с главной проблемой этой страны – трудностями в общении.
До «Татьяны» в фильме «Девушка со спичечной фабрики»
отчим Ирис пьет Коскенкорву как столовый напиток, пряча
пустую бутылку в ногах. Значение этих жестов велико. Постоянное легкое опьянение
является, во-первых, неким «мотивом бедняка», помогающим пережить трагедии
социального напряжения. Во-вторых, водка имеет привкус запретного плода,
десятилетия спустя после провала «Сухого закона» (1919-1931 гг.). Коскенкорва –
грандиозная основа образа жизни финского рабочего, настоящая и буйная страсть
которого в выходные дни заключена в попойках, достигающих легендарного размаха.
Перевод
с французского: Л. Тюрина, специально для сайта
aki-kaurismaki.ru
|