на главную   акиландия

Muistolle*: На память

Тасара Вайс  |  «Акиландия: Каурисмяки и его финская трилогия»

По распространенному финскому поверью, человек не умирает, пока в тех, кто его знал, сохраняется память о нем. Смерть наступает от забвения или исчезновения могилы»

Ставшая закономерностью особенность Каурисмяки касается посвящений его фильмов. Большинство его произведений задумано в память о тех людях, которые тем или иным образом повлияли на жизнь и кинотворчество Каурисмяки, нашли в них свое отражение или обогатили их. Одни фильмы посвящены режиссерам, другие – финским или мировым писателям и поэтам.  Некоторые содержат очень личные воспоминания, так, фильм «Жизнь богемы» посвящен некоему Йорма Каурисмяки – отцу Аки. Тот застрелился, когда Аки был еще мал, и эта утрата, по всей вероятности, основательно изменила его взгляды на жизнь.

Следует отметить и Матти Пеллонпяя, которого после его смерти мы видим еще в двух следующих фильмах трилогии о Финляндии. Еще одному своему «брату, как Мика» Каурисмяки посвятил «Вдаль уплывают облака»: в долгой сцене мы видим фото Пеллонпяя в раннем возрасте. В фильме оно берет на себя драматургическую функцию умершего ребенка Лаури и Илоны. Но с его помощью Каурисмяки хотел проявить уважение к своему любимому актеру, ведь главную мужскую роль – старшего официанта, потерявшего в повествовании работу, он предназначил для Пеллонпяя. К сожалению, Каурисмяки не суждено было реализовать свой задуманный в такой форме замысел.

Детское фото Матти 
			Пеллонпяя («Вдаль уплывают облака»)

Детское фото Матти Пеллонпяя («Вдаль уплывают облака»)

В конце фильма, перед конечными титрами, появляется письменное посвящение: omistettu Matti Pellonpään muistolle, что в переводе означает «Посвящается памяти Матти Пеллонпяя».

В «Человеке без прошлого» на несколько мгновений появляется фотография Пеллонпяя, на этот раз взрослого. Местом действия было выбрано сравнительно небольшое, оборудованное в будничном советском стиле кафе «Москва», собственность братьев Каурисмяки, в котором до сих пор на своем почетном месте за стойкой висит тот же портрет. Это значит, что для актера Пеллонпяя пивные и бары Хельсинки были привычным местом попоек и обитания.

Портрет Матти 
			Пеллонпяя («Человек без прошлого»)

Портрет Матти Пеллонпяя («Человек без прошлого»)

Последняя часть трилогии «Огни городской окраины» тоже имеет посвящение: «Памяти Реийо Рутасен». Реийо Рутасен был редактором финского киножурнала «Суомен кувалехти» / Suomen Kuvalehti / и другом Каурисмяки. Он умер в 2004 г.

В Финляндии есть пословица, которую можно передать как «время золотит воспоминание». Когда-то финская металлическая группа «Сентенст» / Sentenced / переиначила название на «время хоронит воспоминание». Пожалуй, это справедливо, если в живых не осталось больше никого из тех, кто может помнить. Но это может фильм, как отметил еще Андре Базен: «Кино преодолевает смерть и тем самым, на одаряющий счастьем миг, даже время». В кино живут вечно.


* Muistolle – память (финск.)

Перевод с немецкого:  А. Дмитришин, специально для сайта aki-kaurismaki.ru.

Оставить комментарий