Жизнь богемы
Картина снята в 1990
году и получила несколько европейских
кинопремий: «Феликсы» за лучшую мужскую
роль, за мужскую роль второго плана -
призы Европейской киноакадемии и премию
ФИПРЕССИ на Форуме молодого кино
Берлинского МКФ.
Действие в картине происходит в 60-70-е
годы в Париже. Несмотря на то, что
частично актерский состав – французский
(в главных ролях Филипп Дормой, Самуэль
Фуллер, Жан-Пьер Лео и др.) и фильм
снимался в том числе и во Франции,
финский почерк фильма очевиден – в
актерской игре совершенно явно
просматривается скандинавская
сдержанность.
Каурисмяки экранизировал роман Анри
Мюрже, который лег в основу оперы
Пуччини «Богема». Опера себя исчерпала,
считает режиссер, и переводит эту
историю на язык кинематографии. Богемная
среда Парижа изображена режиссером
вполне правдиво – без излишнего
романтизма и трагизма, но и то, и другое
проступает через ткань фильма как бы
само собой. Герои – трое друзей мира
искусства – музыкант, писатель и
художник. Жизни их очень похожи, и не
только потому, что они проводят время
вместе. От писателя Марселя уходит
женщина: она закладывает в ломбарде свое
кольцо, чтобы им было, на что есть, а он
покупает на эти деньги собрание
сочинений Бальзака. Подруга Марселя
выбирает жизнь в провинции с зажиточным
крестьянином – «Не очень красивым и
умным, но очень милым». От художника
Рудольфо в период затяжного безденежья
тоже уходит любимая женщина, правда
потом Мими возвращается – чтобы умереть.
В общем, перед нами Париж, взлеты и
падения, нелегальное проживание в
трущобах, обеды вскладчину,
растапливание печки в холод своими
неизданными юношескими стихами, мужская
дружба (прямо-таки по Ремарку) - когда
делятся последним, любовь – когда
женщины уходят после того, как у мужчин
кончаются деньги, грошовые радости
покупок обновок в Сэконд-хэнде…
Очень символичен последний совместный
ужин героев, когда внезапно проступают
все контуры того, что с ними произойдет
в будущем. Пока они едят последние
сэндвичи своего друга-музыканта Шонара,
он играет им на пианино свое новое
произведение, в которое органически
вплетаются стук, завывание сирены и
несколько раз повторенные слова «Вы
арестованы». В этот момент подруга
Марселя говорит Мими о том, что приняла
решение уехать, и Мими понимает, что
скоро сделает то же самое.
Так они живут, творят, радуются,
страдают, умирают. И все это – словно
замкнутый круг, дорога, которой нет
конца… Но без кого-то нарочитого пафоса
на тему великих жертв ради великого
искусства: все проходит очень просто и
естественно, и, может быть, именно
поэтому задевает так сильно.