на главную   фильмы  

поиск

 
 

Зачем Франкам были нужны солнцезащитные очки?

 
Юкка Куосманен  |  YLE  |  05.03.2015
 

 

«Союз Каламари»: Франки, Пекка и другие неприкаянные души исполняют гимн плохих парней.

 

Фильм Аки Каурисмяки «Союз Каламари» в феврале отмечает 30-летний юбилей! Мы встретились с актерами, игравшими Франков, и спросили их, как проходили съемки фильма в Хельсинки осенью 1984 года.

 

Как Франки «Союза Каламари» заполучили свои очки? Неужели и это было прописано в сценарии? И что непрофессиональные актеры делали в подобном фильме? Об этом вам расскажут Пиркка-Пекка Петелиус, Сакари Куосманен, Пунтти Валтонен и Кари Вяянянен.

 

«Союзу Каламари» 30 лет!

 

Премьера снятого режиссером Аки Каурисмяки «Союза Каламари» состоялась 8 февраля 1985 года. В настоящее время съемочная группа этого культового фильма празднует его 30-летний юбилей. Мы взяли интервью у главных Франков:  Сакари Куоманена, Пиркки-Пекки Петелиуса, Пунтти Валтонена и Кари Вяянянена. Вместе с Франками их путешествие из Каллио в Эйру вспоминает журналист Юкка Куосманен.

 

 

Пиркка-Пекка Петелиус:

 

"Мне описали идею «Союза Каламари» как какую-то безумную забаву. Я не был парнем из той музыкальной тусовки, что задействована по максимуму в фильме, но все же принадлежал по сценарию к числу Франков. Хотя я и не сталкивался с этими ребятами раньше, мы быстро нашли общий язык. Все отталкивалось от чистой импровизации. Мы не имели точного представления о том, что мы делали. Мы все пускали на самотек. Меня и других представителей этой странной, но чудесной команды фильм застал на пике нашей молодости. Картина эта в каком-то смысле и о беспощадных, разрушительных чувствах замечательных молодых людей”.

 

"В моем личном рейтинге этот фильм занимает довольно почетное место. Мне многое в нем нравится. Отличное переплетение очень веселых и  грустных, трогательных моментов. Для меня это, прежде всего, еще и ностальгические воспоминания о поездках и прогулках по старому Хельсинки, по местам, которых уже не существует. Эта ностальгия, задокументированная в черно-белых цветах ".

 

"Финальная сцена, где мы с Матти Пеллонпяя уплываем в крошечной лодочке, далась нам нелегко: море очень волновалось. Страшно было сидеть в этой посудине! Да, в конце двое отважных парней достигают Эйры, но она не является пределом их стремлений. Движение не прекращается даже в финале картины, за это я и люблю ее. Материализация мечтаний под открытым небом не есть предел всему. Жизнь – это ведь бесконечный процесс; она никогда не заканчивается чем-то определенным. При желании каждый может видеть в «Союзе Каламари» что-то свое, но, думаю, если Аки и хотел наполнить фильм каким-либо внутренним смыслом, то смысл этот заключается как раз в непрерывности движения в этой жизни. Всякий раз мы движемся в каком-то направлении, но никогда не достигаем истинного места назначения ".

 

 

Сакари Куосманен:

 

"Те 15 Франков, отправившихся из Каллио в Эйру, выжить не смогли. Не только я, Франк Беспощадный. В конце концов, это было большое приключение, по крайней мере, для меня. Мне надолго врезался в память один момент: Хельсинский метрополитен был тогда еще в стадии строительства, а мы, все 15 будущих Франков, с нетерпением ждали начала съемок. С кем-то я не был знаком; мы встретились, разговорились, и я осознал, насколько круты были эти парни, ровно как их герои – члены этой общины или банды. Я думал, что сниматься такой большой группой будет трудно, но мы все были выходцами из одного класса, из одной культурной среды – это нас очень сближало. И до сих пор невероятно здорово вспоминать ту сцену, где мы наконец-то все вместе отправляемся в только что отстроенный темный подземный туннель, вниз – к неизведанности и приключениям ".

 

"Я не знаю, почему моего героя нарекли Франком Беспощадным. Я лично не просил Аки об этом. Может быть, это связано с моей музыкальной деятельностью, с экспрессией на сцене. Люблю пересматривать этот фильм, сразу отправляюсь в невероятный мир воспоминаний. «Союз Каламари» напоминает мне о том, что моим доходам все-таки соответствует Каллио, а не Эйра. Эта одиссея на самом деле хорошо показывает два мира: мир рабочих и мир праздного класса. Не так-то и легок путь из Каллио в Эйру".

 

 

Пунтти Валтонен:

 

"Потрясающие чувства! Тот факт, что вы, ребята, участвуете в этом вечере воспоминаний о почти забытой пленке, кажется мне странным, но приятным. Я помню, сколько нежности и робости связано на самом деле с этим фильмом, сколько самообладания потребовалось, чтобы сниматься такой большой компанией. В первую очередь Аки устроил нам общий сбор, и тут оказалось, что все Франки были одеты… одинаково. Все пришли в том, в чем захотелось, а все равно получилась разношерстная кучка рокеров. Никакого текста Аки нам не дал: подзывал по очереди, что-то коротко пояснял и показывал место действия, а затем снимал то, что получалось. Подробное описание не добавило бы плюсов фильму, исчезло бы его очарование и непринужденность. Но где-то сохранялись четкие инструкции: Аки очень строго следил за тем, чтобы Франки не разбегались в неуказанных направлениях и не злоупотребляли спиртным вне кадра. Иногда ему что-то не нравилось, и тогда он вырезал неудачные фрагменты и более конкретизировано объяснял свои пожелания актерам. Затем все опять возвращалось к импровизации".

 

"Я не помню, пал ли выбор на темные очки из-за ассоциаций с другими деталями, но мои «авиаторы» оказались как раз к месту: уж если мой Франк - стильный парень, то без темных очков тут просто не обойтись!"

 

"Для меня «Союз Каламари» - очень емкое описание жизни в целом. Начинается путешествие: время выяснить, кто на самом деле твои друзья. Кто-то обладает волей, а кто-то - слабак. Жизненный путь – это как хорошая работа. Время на это не влияет. Повествование в монохроме – идеал Аки. Это представляется вполне обоснованным, ведь он вырос на культовых черно-белых фильмах. Немного консерватизма у него есть, но при просмотре фильма все напоминает о том, это было время нашей бурной молодости, показанной с эстетической точки зрения Аки. Сегодня это еще и время  воспоминаний и воссоединения старых друзей этого молодого человека".

 

 

Кари Вяянянен:

 

"К тому времени я уже засветился на Villealfa Filmproductions Oy и, когда я в очередной раз появился там, Аки спросил меня, не хочу ли я поучаствовать в его новом проекте. Он поведал мне о сюжете фильма, в котором группа мужчин бредет по Хельсинки вслед за какой-то общей мечтой. Денежных гонораров Аки нам не пообещал. Закуски и пиво – это да! Еще один раз мельком показал свой «сценарий». Бумажка с нашими именами и линиями, уходящими от них. Линия заканчивается точкой – герою приходит конец".

 

"С самого начала съемок я осознавал, что создаем мы отменную картину. Адски холодно было, как помню. Очень много снимали в декорациях ночного Хельсинки. Потом, когда я увидел готовый фильм, я сразу понял, что все действительно получилось отлично, да! Моя линия закончилась далеко не сразу: впереди меня выстроилась целая очередь, которую Аки коротко, но толково инструктировал по поводу финалов их персонажей. Большинство героев отсеялось очень быстро".

 

“В «Союзе Каламари» идет речь о неспособности этих изгоев остановиться, успокоиться, стабилизировать свою жизнь. Эти мечущиеся души ищут приключений и встреч, а судьба с каждым моментом приближает их к финалу. Они все стремятся испытать судьбу. Мне кажется, что Франки стали легендарными фигурами в нашем кинематографе."

 

05.03.2015

yle.fi

Перевод с финского:  Анастасия Ференци, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

 

 


avk (c) 08-17

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на http://aki-kaurismaki.ru обязательна.