Канны: Старик и дитя - вариация на тему от Аки Каурисмяки
Режиссер "Ленинградских ковбоев" установил свою камеру в Гавре, тем самым предопределив встречу пожилого, оппозиционно настроенного, но сохранившего богемную жилку человека, с африканским мальчуганом, тайно иммигрировавшим в Европу.
Марсель Маркс (Андре Вилмс), чистильщик обуви, однажды встречает Арлетти (Кати Оутинен, любимица финского режиссера). С тех пор они живут вместе.
Однажды их семейную идиллию нарушает случайная встреча Марселя с Идриссом, мальчиком, который всеми способами пытается попасть к матери в Лондон, несмотря на полицейские облавы и не гнушаясь воспользоваться внезапной болезнью Арлетти.
"Гавр", номинант на Пальмовую ветвь, - это сентиментальная комедия, где можно увидеть характерные отпечатки руки финского кинорежиссера: грустно-колкий юмор, сцены, начинающиеся с показа застывших в позе персонажей, нелепые реплики, холодное световое решение на голубоватом фоне.
Каурисмяки поведал, что он искал портовый город. Не найдя нужный в Испании, Португалии, а также на юге Франции, он, очарованный местной архитектурой, остановил свой выбор на нормандском побережье.
"Я мог бы снять в любой европейской стране, кроме, возможно, Финляндии и Швеции, так как даже в глубочайшей депрессии никто не захочет отправиться в эти две страны", - пошутил Аки Каурсимяки во вторник во время пресс-конференции.
Гримаса добродетели
"Гавр" со своей галереей возрастных персонажей и декораций, как, например, местная рок-звезда Литтл Боб, просто фонтанирует уморительными репликами, которые тут же становятся цитатами. Что делает фильм более легким по сравнению с , например, "Человеком без прошлого", за который Аки Каурисмяки получил Гран-При в 2002 году.
В авторской аннотации к фильму, режиссер уточняет, что тема иммиграции кажется ему относительно забытой европейским кино, но тут же добавляет, что его фильм "ирреалистичен во всех смыслах".
Этот намеренный и осознанный со всей долей ответственности ирреализм как раз и позволяет использование наполненных жизнью диалогов между протагонистами, а также, когда это необходимо, диалогов, полных почтительной сдержанности.
Комедийный актер Андре Вилмс резюмирует эти два аспекта в два слова: "Гримаса добродетели".
"Мы не разбрасываемся; мы играем людей, стараемся делать это с осторожностью, нежностью, без излишней натянутости", - объяснил он.
Проблема иммиграции остается аргументом "Гавра", темой, которая была озвучена, вопреки особой форме фильма – полнометражной, самим Аки Каурисмяки и Жан-Пьером Даруссеном, сыгравшим полицейского, которому поручили арестовать молодого незаконно пересекшего границу иммигранта.
"Аки (...) творит мир из двух-трех безделиц, тогда как те, для кого мир создан, делают из него две-три безделицы", - сказал актер.
"Не только Италия, Греция или еще две-три страны должны заниматься беженцами, размещая их в лагеря", - в свой черед высказался Аки Каурисмяки. "Они (политики) не кажутся действительно заинтересованными каждодневной жизнью, существуя между комнатой в гостинице и своими Мерседесами".
Пресса во вторник утром встретила аплодисментами фильм "Гавр", который должен выйти на экраны во Франции 21 декабря.
Перевод с французского: К. Макарова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru