на главную   фильмы

О фильме «Человек без прошлого»

Петер фон Баг

Фильм “Человек без прошлого” добавляет новые грани к истории, которая взволновала зрителей всего мира в другом фильме Аки Каурисмяки “Вдаль уплывают облака”. Не уклоняясь от неприятных вопросов, он рисует образ маленькой северной страны в трогательной, забавной и свободной от предрассудков манере. В начале фильма мужчина (Маркку Пелтола) приезжает в Хельсинки в поисках работы, становится жертвой нападения и теряет память. Ему приходится начать жизнь сначала. Он находит любовь (Кати Оутинен) и вынужден открыть для себя ценности, с которыми человеку не было бы стыдно жить.

Простая история о людях, которые не забыли, как быть добрыми. Весь фильм пронизан красотой, контрастно освещенной с помощью поразительной режиссуры. В выборе средств выражения автор фильма идет на величайший риск и выигрывает.

«Человек без прошлого». Кати Оутинен, Аки Каурисмяки и Маркку Пелтола.

«Человек без прошлого». Кати Оутинен, Аки Каурисмяки и Маркку Пелтола.

Аки Каурисмяки недавно (в фильме “Юха”, 1999 - последнем немом фильме ХХ века) в очередной раз продемонстрировал, что принадлежит к редкой породе тех художников, кто изображает “пограничную область” между городом и деревней: привилегированный сектор классового общества и обочину Финляндии, обреченную на безвестность. Картина, нарисованная Каурисмяки, проникнута достоинством (лишенным и высокопарности, и уныния) и пониманием судьбы его персонажей, судьбы, которая, скорее всего, бесповоротно завершится “на дне”, но в то же время обладает своими бунтарскими радостями, равно как и местом для своего “я”. Это похвальный выбор, поскольку власть и господство, похоже, развращают всегда и полностью.

В этике и стиле Каурисмяки прослеживается глубокая связь с титанами кино, которые продемонстрировали абсолютное и безграничное уважение к человеку, создав такой точный способ выражения и такой кинематографический стиль, в котором средствами чистого кино это уважение передано в каждом кадре.

Аки Каурисмяки создал фильм, в котором смелая и мощная гамма формы, цвета и средств выражения свидетельствует о прекрасном знании традиций как финского, так и европейского кино, и о новом дерзком стилистическом шаге в глубины собственного мира. Мир Аки Каурисмяки - один из самых узнаваемых в современном кино. На задворках Европы находится страна под названием Финляндия, где финны совершают нескончаемое путешествие из деревни в город, в неразведанную область Европы, к грубому фарсу современной бюрократии, к нашей общей трагедии, которую никто другой не сумел раскрыть с таким неповторимым чувством юмора. Оптимистическая трагедия и художник, не забывший ряд вещей, которые очень просты, но понимание которых стало поразительно редким. Любовь к ближнему. Солидарность. Понимание того, что бедность не обязательно превращает человека в идиота, а, следовательно, каждый человек обладает чувством собственного достоинства.

Фильмы Аки Каурисмяки можно условно отнести к трем-четырем жанрам. Это “классика”, нашедшая наиболее яркое воплощение в картинах “Гамлет идет в бизнес” и “Жизнь богемы”. Во-вторых, комедийные “роуд-мувиз”, среди которых “Ленинградские ковбои едут в Америку”, повсеместно ставшие культовым фильмом, и отмеченный чертами гениальности фильм “Береги свою косынку, Татьяна”, где выходные представителя финского рабочего класса проходят одновременно в выдуманном мире и в очень реальном мире Финляндии, зажатой между Востоком и Западом. Наконец, есть замечательные фильмы, которые принадлежат к числу последних (даже в мировом кино) вдумчивых описаний жизни рабочего класса и самих пролетариев. В контексте подобной безликой Европы развлечений “трилогия о рабочем классе” Аки Каурисмяки (“Тени в раю”, “Ариель”, “Девушка со спичечной фабрики”) является бесценным даром. Поэтическая правда фильма “Вдаль уплывают облака” (1996) тронула сердца зрителей по всей Европе. “Мне было бы стыдно смотреть на себя в зеркало, если бы я не снял фильм о безработных”, - сказал Аки Каурисмяки, объясняя выбор темы этого фильма.

Посмотрев новый фильм Каурисмяки “Человек без прошлого”, мы понимаем, что “Облака” были началом новой трилогии. В начале 1994 года редакторы ежемесячного приложения к самой большой ежедневной финской газете “Хелсингин Саномат” обратились к группе общественных деятелей с вопросом: “Каков смысл жизни?” В данном случае вопрос ставился совершенно серьезно, поскольку исходил от школьников младших классов - в их возрасте с такими серьезными вещами не шутят. Многих из опрошенных вопрос поставил в тупик, но среди всех ответов выделялся один: “Смысл жизни в том, чтобы выработать собственные моральные принципы, уважающие природу и человека, и затем следовать им”. Ответ Аки Каурисмяки, и это одно из объяснений того, что фильм “Человек без прошлого” возвышает нас как зрителей до уровня подлинного гуманизма.

 

Оставить комментарий