на главную   фильмы

Большие маленькие люди Аки Каурисмяки

Пентти Страниус  |  Kansan Uutiset  |  19.01.2011     
Кадр из фильма «Вдаль уплывают облака»

Кадр из фильма «Вдаль уплывают облака».

Известный своими редкими, но меткими высказываниями, режиссер Аки Каурисмяки для одних -  синоним ругательства, а для других — финский режиссер международного уровня. Он как-то признался в 90-е года во времена депрессии, что ему приходилось снимать «фильмы о рабочих», потому что Ристо Ярва и Микко Нисканен были уже покойниками: «Кому-то же нужно было их снимать». Если всерьез задуматься над стилистическими особенностями фильмов «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики», то в них можно найти и колкую сатиру трагикомического юмора Ярва, и суровый реализм Нисканена. Тем не менее, Каурисмяки создает свои неповторимые развязки сюжетов, которые уже стали его визитной карточкой.

Пересмотрел фильм «Вдаль уплывают облака»(1996). Это, своего рода, конечная станция в выражении минимализма и сокращения. Маленьким людям, переживающим кризис в Финляндии, придается такая ценность, что тема и средства выражения достигают предела.

Главные герои фильма «Вдаль уплывают облака» -  знакомые по кризису 2010 года - люди, оказавшиеся на обочине жизни - уволенный водитель троллейбуса Лаури (Кари Вяянянен) и бывший метрдотель Илона (Кати Оутинен). В жизни пары и помимо безработицы хватает неприятностей. Сын (ребенок на фотографии - Матти Пеллонпяя, которой первоначально должен был играть в фильме главную роль) похоронен в Хиетаниеми, куда Илона, не скрывая горя, отправляется с букетом цветов.

Фильм начинается в ресторане «Дубровник», который должны со дня на день закрыть. Повар Лаюнен (Маркку Пелтола) впадает на кухне в белую горячку, а метрдотель Илона пытается помочь портье Мелартину, уже раненому в руку кухонным ножом повара. Вскоре дух единения уволенных становится так же крепок, как в прошлые времена дух солидарности трудового народа: Лаюнен на следующий день приходит на работу другим человеком, и отдает долг. Интересно то, что мелкий предприниматель - владелец ресторана (Элина Сало) тоже идентифицирует себя с маленькими людьми. Общими для всех врагами становятся безликое банковское учреждение и бесконечный ремонт, которые заставляют людей плыть по течению и полагаться на волю случая. Но в этом фильме из течения удается вырваться совместными усилиями, хотя Лаюнену и приходится делать это с перерывом на Кюлясаари [1].


«Вдаль уплывают облака» показывает, что маленькие люди достойны уважения по многим причинам. Безработный - это не безликая единица, бездельник и обманщик. Бедный человек может быть благородным. Бедность, страдания и другие лишения действительно могут стать единственными критериями оценки человека в этом потребительском раю. Чем сильнее маленький человек, тем выше его моральный дух. Или тем более здоровой является его эмоциональная жизнь. Радость еще приносит новый телевизор,  за его пределами - горе. Каурисмяки своим аскетичным стилем приближается к библейским границам. Дальше идти нельзя, потому что толпа засмеет, и никто даже не задумается над тем, чтобы плакать. Но этого не случится, и в этом смысле фильм - банально показывает голую правду. Для большинства.

С точки зрения единства формы и содержания «Вдаль уплывают облака» приближает оптимистичную утопию объединения масс или трудящихся. В конце фильма открывает свои двери ресторан «Труд» - открытый совместными усилиями уволенных людей. Помимо дорогих закусок он предлагает и простые блюда, потому что «рядом работают строители», как твердо заявляет Илона. Постоянно приходят новые посетители и телефон звонит: «Борцы за права рабочих города Хельсинки заказывают столик на вечер», объявляет Лаури своей жене. В глазах гордость.

Нет сомнения, на чьей стороне Каурисмяки. И кто бы еще в Финляндии делал бы фильмы для людей, выброшенных на обочину жизни...


[1] В Кюлясаари расположен Центр реабилитации алкоголиков. – Прим. ред.

Перевод с финского: бюро переводов Profalians, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий