на главную   фильмы

Песнь городской окраины

Андрей Плахов  |  "Weekend"    

Аки Каурисмяки вспоминает о глубоко ранившем его переживании детства: первый фильм, на который его — против воли — повели, назывался "Песнь городской окраины". Снятые в синих, желтых и красных тонах "Огни городской окраины" — это также парафраз чаплиновских черно-белых "Огней большого города". Цвета символичны. Перед нами образ современной Финляндии, выталкивающей в маргинальное поле всех, кто не готов к жесткой конкуренции. В этой стране очень много от России XIX века. Фильм начинается с прогулки подвыпивших русских мужиков и примерно такого текста: "В детстве жизнь Горького была очень тяжелой. Чайковский страдал и хотел утопиться. Чехов болел туберкулезом. Толстой тоже был несчастен. А Пушкин едва успел родиться — и уже умер".

Залитые синим неоновым вечерним светом модерновые здания городской окраины Руохолахти — вовсе не трущобы, а возведенные по рецептам последних технологий образцовые новостройки из стекла и металла, что не делает их более человечными. Молодой мужчина по имени Койстинен работает охранником в большом молле и мечтает создать компанию Koistinen Security. Он ходит на курсы бизнесменов, однако потерянный взгляд выдает глубокую неуверенность. Койстинен — паршивая овца и объект для тихой травли даже в стаде таких, как он, охранников. Он не ходит в бары и не снимает девочек, он — абсолютный одиночка. Вряд ли решится приударить даже за невзрачной Айлой, продавщицей сосисок в желтой спецовке, которая ему явно симпатизирует.

Но в первый же раз, когда Койстинен изменяет своему правилу и заходит в ночной бар, он встречает роковую женщину — соблазнительную Мирью, одетую в красное и синее. На первом же свидании он предлагает ей пожениться — то ли в шутку, то ли всерьез, но она отвечает, что неплохо бы сначала узнать друг друга получше. И узнает: без особого труда выведывает код системы охраны, выманивает Койстинена со службы и подсыпает ему снотворного, а в это время стоящие за ее спиной мафиози грабят ювелирный магазин. В полиции герой молчит как рыба, и его отпускают за недостатком улик. Но вездесущие мафиози и тут не заставят себя долго ждать.

"Огни городской окраины" — один из самых бескомпромиссных фильмов Каурисмяки, посвященный, по его словам, теме одиночества. Никаких трагедий, минимум социального пафоса. И никаких нежностей между теми, которых общество, оттолкнув от себя, толкнуло в объятия друг к другу. Собака на привязи, жертва дурных хозяев, недаром появилась в первых кадрах фильма — как и такой же голодный, заброшенный мальчик-негритенок. В финале они собираются вместе на городской свалке — интернациональная семья, новый Ноев ковчег после потопа: Койстинен, Айла, негритенок, собака. Вдали гудит пароход, но бежать некуда, есть только одна жизнь — здесь и сейчас. Последний романтик Каурисмяки знает, что все проиграно, но даже в этот момент его не покидает надежда. Мужчина и женщина тянут друг к другу руки. Изо рта полумертвого Койстинена сочится кровь. Рукопожатие пролетариев, а красный — это еще и цвет солидарности.

 

Оставить комментарий