на главную   фильмы

«Огни городской окраины». Рецензия «Афиши»

Станислав Зельвенский  |   afisha.ru  

Гражданин Койстинен (Хютияйнен), молчаливый мужчина лет сорока, работает ночным охранником в торговом центре (где — важно заметить — имеется ювелирный магазин), но считает, что это временно — однажды он откроет собственную охранную фирму. Симпатиями окружающих Койстинен, взаправду несимпатичный, не пользуется — за исключением продавщицы сосисок. Поэтому когда в баре к нему подсаживается блондинка с утиным лицом (Хейсканен), первым делом он предлагает ей жениться. Однако у блондинок — свои резоны.

Кадр из фильма "Огни городской окраины".

Банальность говорит, что все большие художники так или иначе всю жизнь снимают один и тот же фильм, — но ведь самые большие еще каким-то чудом умудряются делать так, что это не бросается в глаза. Каурисмяки — что в «Человеке без прошлого», что здесь — повторяется уже как-то не очень элегантно; человек с прошлым. Я, наверное, сейчас скажу кощунство, но «Огни городской окраины» — того, длинноваты. Притом что хронометраж детский — минут 70. И все вроде на месте: ветер на длинном общем плане раскачивает хельсинкские многоэтажки; звучит песня «На позицию девушка провожала бойца», и трое подвыпивших русских немедленно после титров сообщают, что «жизнь великого русского писателя Максима Горького была очень тяжела»; печальный человек сидит в кафе, подперев щеку кулаком. Но несмотря даже на традиционное обилие задушевных финских композиций (плюс Карлос Гардель), трагическая нота, скажем, «Девушки со спичечной фабрики» (Кати Оутинен, кстати, появляется в эпизодической роли кассирши) уже не берется, а сухой юмор выглядит совсем усталым — ну да, Каурисмяки по-прежнему cool, но все больше в смысле «холодный».

 

Оставить комментарий