на главную   фильмы

Сириец Чарли

Стас Тыркин  |  Комсомольская правда  |  14.02.2017
Один из главных претендентов на победу на Берлинале – новый фильм Аки Каурисмяки «По другую сторону надежды», современная сказка о судьбе мигрантов в Европе.

Программа Берлинского фестиваля, считающегося самым «политизированным», конечно, не могла обойтись без лошадиной дозы кинофильмов на тему миграции и болезненных изменений, претерпеваемых сегодня Европой по ее причине. Разумеется, кинохудожники, в чью задачу входит соединять, а не разъединять людей, не могут ни в своих произведениях, ни в своих высказываниях поддержать идею нового президента Америки о необходимости строительства стен между странами. Тем более в Берлине – городе, всего пару десятилетий назад избавившемся от подобной стены.

Аки Каурисмяки на 67 Берлинском кинофестивале 14 февраля 2017. Фото: Joerg Carstensen

Финнский классик Аки Каурисмяки – вот уж кого не упрекнешь в конъюнктурности – обращался к теме миграции и в своем предыдущем шедевре, «Гавр», снятом 6 лет назад. В нем африканский подросток прибывал в указанный в названии французский портовый город в трюме корабля с надежной перебраться к семье в Англию. Жители рабочих кварталов Гавра - все, как один, за исключением одного отщепенца - стремились помочь, приютить, обогреть мальчишку, спрятать его от вездесущей полиции, норовившей отправить его назад, в Африку. В результате благородные клошары сбрасывались на нелегальную переброску мальчонки в Лондон.

«Чудеса не случаются в моем районе», - говорила одна из героинь «Гавра». Великий и невозмутимый утешитель Каурисмяки в этом свою публику всячески разубеждал. В новом фильме он, оставаясь верным и этому сюжету, и своему ненатужному, несентиментальному человеколюбию, настроен, как видно уже из названия - «По другую сторону надежды» - далеко не столь оптимистично.

Молодого сирийца из Алеппо, прибывшего в Финляндию тоже в трюме корабля, тоже, как могут, оберегают добрые хорошие люди – работники самого ужасного в стране ресторана и особенно его босс, выигравший эту комическую точку питания в казино. Не откажет в услуге и простой дальнобойщик, готовый бесплатно переправить в страну сестру маленького сирийца Халеда, чем-то похожего на Чарли Чаплина. Но система несправедлива, она заставляет вынужденных мигрантов годами томиться между небом и землей, она отправляет их в наручниках туда, где идет война, а на злых европейских улицах орудуют бритоголовые наци, путающие арабов с евреями. В Третьей мировой войне, разворачивающейся сейчас на наших глазах, арабам, намекает Каурисмяки, отведена трагическая роль евреев Второй мировой.

Новый фильм выдающегося финна - явно нелучший в его творчестве, но называть его самоповтором в сегодняшних обстоятельствах глупо и бесчеловечно. Как и «Гавр», это откровенная сказка, только, в отличие от предыдущего фильма, хэппи-эндом здесь даже не пахнет. Но надежда все равно где-то теплится, пусть и повернутая неведомой другой стороной. Чаплинский темперамент Каурисмяки никогда не позволит ему окончательно от нее отказаться.

 

Оставить комментарий