Тени в раю
год | 1986 |
страна | Финляндия |
оператор | Тимо Салминен |
музыка | Harri Marstio, Topi Sorsakoski & Agents, Guty Cárdenas |
производство | Villealfa Filmproductions Oy |
время | 76 мин |
рейтинг IMDb |
«Тени в раю» - история любви мусорщика и кассирши универсама. Фильм входит в трилогию - «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики» о непростой судьбе обычных людей в благополучной Финляндии, которую сам Аки окрестил как "трилогия о неудачниках". В этом фильме Каурисмяки начинает подбирать ставший в дальнейшем практически неизменным состав "своих" актеров - (Матти Пеллонпяя, Кати Оутинен и др.) и щедро перемежает абсурдистские детали с искренним участием к судьбе его нелепых персонажей.
Матти Пеллонпяя Кати Оутинен Сакари Куосманен Эско Никкари Антти Ортамо Маркку Валтонен Сакке Ярвенпяя |
/Matti
Pellonpää/ /Kati Outinen/ /Sakari Kuosmanen/ /Esko Nikkari/ /Antti Ortamo/ /Markku Valtonen/ /Sakke Järvenpää/ |
Этот фильм, действие которого разворачивается в Хельсинки весной и осенью 1986 года, повествует об истории любви водителя мусоровоза и кассирши из супермаркета. Фильм иногда непредсказуемым образом стремится к поэтическому реализму, показывает поцелуи, море, с шумом бьющееся о берег, ужасающую пасть мусоровоза и всю трагикомичную грусть жизни в метрополии. Речь идет об одном из 80 лучших фильмов, вышедших на экраны в Финляндии в том году, несмотря на наличие некоторых несоответствий в деталях истории в начале предпоследней части (прямо перед тем, как Никандер заключит Илону в свои объятия) и несмотря на странный оптимизм финальной сцены (которую не оправдывает никакой личный опыт режиссера). Почти нет необходимости тут и сейчас заранее освещать фильм, стоит только уточнить, что несколько особенно сентиментальных (и это учитывая американское кино) сцен сильно контрастируют с общим реализмом фильма, который вводит зрителя в продолжительный сон или побуждает к выходу из зала. Замечательный фильм!».
Когда я снял фильм «Тени в раю» о водителях мусоровозов, я организовал первый просмотр, собрав всех городских водителей мусоровозов. Они все пришли с семьями и были очень довольны... Я с удовольствием вспоминаю об этом. Потом был небольшой праздник. Они говорили: «Наша жизнь не совсем такая, но это было забавно».
Фильм «Тени в раю» начинается с подъема железной ставни, как бы поднимается занавес, отделяющий нас от мира, создаваемого Каурисмяки. С одной стороны, в этом мире есть место работы, организации, сообщества индивидуумов, производства, место обязательного времяпрепровождения, вынужденного перерыва, вызванного существенной растратой энергии собственного тела, механическое отсутствие свободы; с другой стороны — есть мир внешний, пространство, где ощущается потерянность, где можно придумать собственную временность, где человек встречается с удушающим и раздражающим одиночеством. Это пространство города, окраины, бессмысленного насилия, выживания; это привычка жить ночью, когда заканчивается обязательная работа на службе общества и каждый ищет свое место, слушает шум, который производят другие люди, ощущая потребность встретить кого-нибудь, кто мог бы разделить страдание, почти физиологическое, которое ускользает от объяснений и которому невозможно сопротивляться, потому что оно — часть мира, состоящего из отчаяния и материального убожества. / Angelo Signorelli, "L'Economia della solitudine".