на главную   фильмы  

поиск

 
 

Тени в раю

Varjoja paratiisissa
 

 

 

год 1986
страна Финляндия
оператор Тимо Салминен
музыка Nardis, Hank Mitzell, Pentti Kosken trio, Albert Collins, Safka, John Lee Hooker
жанр мелодрама
производство Villealfa Filmproductions Oy
время 76 мин
превью: 

Фильм входит в трилогию - «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики» о непростой судьбе обычных людей в благополучной Финляндии , сделанный с черным северным юмором, которую сам Аки окрестил как "трилогия о неудачниках". В этом фильме Каурисмяки начинает подбирать ставший в дальнейшем практически неизменным состав "своих" актеров - (Matti Pellonpaa, Kati Outinen и т.д.) и щедро перемежает абсурдистские детали (мусорщик покупает хороший проигрыватель, чтобы послушать найденную на свалке пластинку) с искренним участием к судьбе его нелепых персонажей. "Тени в раю" - история любви мусорщика и кассирши универсама. Главный герой - мрачный усатый тип по имени Никандер (мусорщик, "дерьмосборщик"). Холост. Обычное времяпрепровождение вечером после работы: кино, потом бар, пока не упьется и не вляпается в историю. Утром рискует обнаружить себя то ли в тюремной камере, то ли на мусорной свалке с разбитой головой. Девиз его жизни : "Я ничего ни от кого не хочу".

от режиссера: 

Этот фильм, действие которого разворачивает­ся в Хельсинки весной и осенью 1986 года, повеству­ет об истории любви водителя мусоровоза и кассирши из супермаркета. Фильм иногда непредсказуемым образом стремится к поэтическому реализму, показывает поцелуи, море, с шумом бьющееся о берег, ужасающую пасть мусоровоза и всю трагикомичную грусть жизни в метрополии. Речь идет об одном из 80 лучших фильмов, вышедших на экраны в Финляндии в том году, несмотря на наличие некоторых несоответствий в деталях истории в начале предпоследней части (прямо перед тем, как Никандер заключит Илону в свои объятия) и несмотря на странный оптимизм финальной сцены (которую не оправдывает никакой личный опыт режиссера). Почти нет необходимости тут и сейчас заранее освещать фильм, стоит только уточнить, что несколько особенно сентиментальных (и это учитывая американское кино) сцен сильно контрастируют с общим реализмом фильма, который вводит зрителя в продолжительный сон или побуждает к выходу из зала. Замечательный фильм!» 

 

Когда я снял фильм «Тени в раю» о водителях мусоровозов, я организовал первый просмотр, собрав всех городских водителей мусорово­зов. Они все пришли с семьями и были очень довольны... Я с удовольствием вспоминаю об этом. Потом был небольшой праздник. Они говорили: «Наша жизнь не совсем такая, но это было забавно».

Из беседы

с Кристианом Февре и Сержем Кагански

для Les Inrockuptibles, 1990

 
в ролях: 

Матти Пеллонпяя

Кати Оутинен

Сакари Куосманен

Эско Никкари

Антти Ортамо

Маркку Валтонен

Сакке Ярвенпяя

/Matti Pellonpää/

/Kati Outinen/

/Sakari Kuosmanen/

/Esko Nikkari/

/Antti Ortamo/

/Markku Valtonen/

/Sakke Järvenpää/

кадры: 
фрагмент: 
о фильме: 

Фильм «Те­ни в раю» на­чи­на­ет­ся с подъ­е­ма же­лез­ной став­ни, как бы под­ни­ма­ет­ся за­на­вес, от­де­ляю­щий нас от ми­ра, соз­да­вае­мо­го Кау­рис­мя­ки. С од­ной сто­ро­ны, в этом ми­ре есть ме­сто ра­бо­ты, ор­га­ни­за­ции, со­об­ще­ст­ва ин­ди­ви­дуу­мов, про­из­вод­ст­ва, ме­сто обя­за­тель­но­го вре­мя­пре­­пр­ов­о­жд­ения, вы­ну­ж­ден­но­го пе­ре­ры­ва, вы­зван­но­го су­ще­ст­вен­ной рас­­тр­атой энер­гии соб­ст­вен­но­го те­ла, ме­ха­ни­че­ское от­сут­ст­вие сво­бо­ды; с дру­гой сто­ро­ны — есть мир внеш­ний, про­стран­ст­во, где ощу­ща­ет­ся по­те­­ря­нность, где мож­но при­ду­мать соб­ст­вен­ную вре­мен­ность, где че­ло­век встре­ча­ет­ся с уду­шаю­щим и раз­дра­жаю­щим оди­но­че­ст­вом. Это про­стран­­с­тво го­ро­да, ок­раи­ны, бес­смыс­лен­но­го на­си­лия, вы­жи­ва­ния; это при­выч­­ка жить но­чью, ко­гда за­кан­чи­ва­ет­ся обя­за­тель­ная ра­бо­та на служ­бе об­­щ­ес­тва и ка­ж­дый ищет свое ме­сто, слу­ша­ет шум, ко­то­рый про­из­во­дят дру­гие лю­ди, ощу­щая по­треб­ность встре­тить ко­го-ни­будь, кто мог бы раз­­д­елить стра­да­ние, поч­ти фи­зио­ло­ги­че­ское, ко­то­рое ус­коль­за­ет от объ­яс­­н­ений и ко­то­ро­му не­воз­мож­но со­про­тив­лять­ся, по­то­му что оно — часть ми­ра, со­стоя­ще­го из от­чая­ния и ма­те­ри­аль­но­го убо­же­ст­ва. / Angelo Signorelli, "L'Economia della solitudine"

интервью: 

Аки Каурисмяки о фильме «Тени в раю» /из книги «Aki Kaurismäki», Peter von Bagh, 2006

награды:    постеры: 
Национальная финская кинопремия «Юсси»: лучший фильм.
 

Рейтинг: 2.8     (64 чел )


 Varjoja paratiisissa
(1986) on IMDb
 


avk (c) 08-17

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на http://aki-kaurismaki.ru обязательна.