на главную   видео

поиск

 
 
 

Герой европейского кино

Интервью Аки Каурисмяки на кинофестивале в Лечче.

апрель 2013 г.

 
 

07:05

Рейтинг: 2.2     (37 чел )

 

Аки Каурисмяки: «Не вижу причин оставаться оптимистом»

 

Вы уже многие годы живете в Португалии. Что Вы можете сказать о влиянии текущего кризиса на местную киноиндустрию?

 

Я почти ничего не знаю об этом. Я турист в этой стране, по прошествии двадцати пяти лет я все еще турист. У меня мало связей с португальским кино, так что Вы задали этот вопрос не по адресу. Конечно же, они сталкиваются с теми же проблемами, что и серьезный кинематограф в любой другой европейской стране. Они делают вид, что их кино – искусство, но с финансовой точки зрения стремятся копировать Голливуд. Этого требуют инвесторы, везде одно и то же. Кроме того, все эти фонды, на организацию которых тратится больше денег, чем на само кино. Се ля ви. Думаю, кино, как и весь мир, скатывается в дерьмо и может быть уничтожено вместе с ним. Мне бы хотелось оставаться оптимистом, но я не вижу ни одной реальной причины для этого.

 

Что нового Вы открыли для себя в Португалии в сравнении со своей родиной – Финляндией? Что она изменила в Вашем художественном видении?

 

Я чувствую себя свободным… Не знаю, что изменилось, я счастлив там. Прежде чем я сам покинул Финляндию, все мои персонажи в концовках фильмов уезжали оттуда. А затем их примеру последовал и я. Но мой герой остался в фильме. Под названием «Пытка».

 

Если бы Вам пришлось снимать фильм в Италии, что бы легло в его основу?

 

Как и всегда – люди. Мужчины и женщины везде одинаковые. Люди есть люди, где бы ни жили. Страны их не меняют. Язык другой, но проблемы все те же: любовь, ненависть и экономика.

 

Вы готовитесь к реализации каких-либо новых проектов?

 

Я знаю, где поймаю следующую рыбу и срежу следующие грибы. Ближайшие два года – никаких планов. Я слегка переработал в девяностые, поэтому до сих пор восстанавливаюсь. Пять фильмов в год никому не даются легко, особенно если ты и сценарист, и продюсер, и монтажер, и режиссер, и так далее. Так что я взял передышку на два года. Что случится потом, не знаю. Если вообще случится.

 

Вы по-прежнему без ума от рока? Какие у Вас остались воспоминания о Джо Страммере, фронтмене The Clash, который появляется в Вашем фильме «Я нанял убийцу»?

 

Сейчас я в основном слушаю танго, блюз и фаду. Португальский фаду, танго и блюз – три моих любимых стиля. Еще ритм-энд-блюз. Рок-н-ролл тоже ничего, но с уклоном в блюз.

 

Как друг он был сама доброта… В нем чувствовался стиль.

 

Что случилось с «Ленинградскими ковбоями», которые снялись в трех Ваших фильмах?

 

Они до сих пор существуют, но теперь это совершенно другие люди в сравнении с составом, снявшимся в моих фильмах. Это группа, члены которой постоянно меняются. Из нынешних я знаю только их лидера, он все еще играет, все остальные уже сменились. Когда я последний раз о них слышал, у них был тур по Болгарии.

 

Вы часто нелестно отзываетесь о Брэде Питте, игра которого явно не приводит Вас в восторг. Кто Ваши любимые актеры?

 

Нет, нет, вообще-то, он мне нравится, ведь он умеет играть. То же можно сказать обо всех этих простаках янки– они хотя бы умеют играть. Уже неплохо. Но сравните его с Кэри Грантом – разница весьма ощутима. Взять того же Джона Уэйна, который как человек страдал всем этим праворадикальным бредом, но он умел играть. Он мог одновременно идти и жевать жвачку. Ричарду Гиру такое уже не под силу. Как и… Есть еще один идиот, с внешностью бойскаута, он еще всегда прыгает и бегает. Как же зовут этого идиота? Том Круз, точно. И еще один – Харрисон Форд. Ну и Ричард Гир. Вот такая троица. Если вы сравните их с Богартом, Кэри Грантом и Джоном Уэйном, то увидите, что стало с американским кино. Это современные «звезды», и никто из них даже не может одновременно идти и жевать жвачку. А те действительно умели играть.

 

Что Вам известно о современном итальянском кино?

 

Недостаточно много. Я, конечно, смотрю фильм здесь, фильм там, но куда лучше разбираюсь в старом итальянском кино. За современным я не особо слежу, к сожалению. Я знаю историю итальянского кино, насколько это возможно, ведь нацисты вывезли в 1945 г. большинство копий. Немая эпоха практически утрачена, но я видел все то, что у меня был шанс посмотреть. Очень хорошо знаю эпоху неореализма и период примерно до конца 60-ых годов. Мне известно итальянское кино до «Амаркорда». До него, начиная с 1932 г., я знаю более-менее все. Но после идут темные области, в которых меня никак не назвать экспертом. Фильм здесь, фильм там – это, конечно, не знание.

 

Я с удовольствием приезжаю в Италию вновь и вновь. Мне нравится здесь все, за исключением… за исключением «Форца Италия» и Берлускони. Нравятся еда, напитки и отношение к жизни, одновременно легкомысленное и серьезное.

 

Виттория Скарпа, Cineuropa, 2013

 

Русский перевод: Игорь Васильев, специально для сайта aki-kaurismaki.ru  

 

 

 

 



avk (c) 08-14

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на http://aki-kaurismaki.ru обязательна.