на главную   музыка

Ансси Тиканмяки. Звук на заднем плане

Дженни Арбелиус  |  Helsingin Sanomat  |  02.12.2010

1981 год. Начинающие свою карьеру братья Аки и Мика Каурисмяки сняли фильм под названием «Никчемные» (Arvottomat). Ансси Тиканмяки получил предложение, от которого не смог отказаться - Мика Каурисмяки попросил его написать для «Никчемных» музыку.

- Согласно некой легенде, Аки услышал по радио какую-то композицию с пластинки под названием «Финские пейзажи» (Maisemakuvia Suomesta). Он позвонил в редакцию и спросил, кто ее исполняет.

Ансси Тиканмяки

Ансси Тиканмяки. Фото: Маарит Тиканмяки

В ответ Каурисмяки услышал знакомое имя.

Тиканмяки познакомился с братьями-режиссерами ещё на рубеже 80-х годов. У них был один общий знакомый, ныне покойный Матти Пеллонпяя, который в будущем стал для Каурисмяки главным актером, а для Тиканмяки он был просто «Пелтси».

- Пелтси познакомил нас в Хельсинки, эта встреча произошла в старой закусочной при университете. Там всё время было много студентов театральных и музыкальных факультетов. Лучше было бы познакомиться с братьями Каурисмяки, когда они работали над фильмом «Сайма-явление». Сам же я видел этот фильм только мельком.

Фильм Мики Каурисмяки «Никчемные» вышел в 1982 году и в следующем году выиграл премию Юсси. Он положил начало новому финскому кино и в то же время стал отправной точкой карьеры Тиканмяки.

После работы над «Никчемными» он написал музыку более чем к 20 фильмам. Из них девять были работами Каурисмяки. Музыку Тиканмяки можно услышать в фильмах Мики Каурисмяки «Клан» (Klaani, 1984), «Россо» (Rosso, 1985), «Бумажная звезда» (Paperitähti, 1989) и у Аки Каурисмяки в «Жизни богемы» (1991) и немом фильме «Юха» (1999).

- «Никчемные» - это исполнение моей мечты. Я решил написать музыку для полнометражного фильма, однако мне было нечего представить в качестве примера своей работы, кроме собственной пластинки и нескольких аранжировок.

В Академии Сибелиуса, где учился Ансси, о музыке для кино не говорили. Музыкант черпает вдохновение в спагетти-вестернах. Он восхищается итальянскими композиторами, такими, как Эннио Морриконе и его работой в фильме «Хороший, плохой, злой», музыкой Нино Рота в фильме «Крестный отец».

«Хороший, плохой, злой» произвел впечатление на Ансси еще в подростковом возрасте. Это был 1966 год. Когда фильм впервые показали в Финляндии, Тиканмяки жил в местечке Хаапаярви (Haapajärvi), население которого составляло всего несколько тысяч человек. Он бы мог подождать, пока копия фильма дойдёт до его городка, но на это могли уйти годы. И молодой человек отправился в путешествие длиной в 160 км, на рейсовом автобусе до города Оулу.

- Музыка из этого фильма действительно сильно повлияла на меня, я был под впечатлением от неё долгие годы. Для меня стало открытием, что оркестровую музыку и электрогитару можно было совмещать так, как это сделано там.

Ансси Тиканмяки был один из пяти детей в семье. Он родился в 1955 году. Детство его прошло в деревне, среди типичных финских пейзажей.

- Мир тогда был совсем другим, чем теперь. Мое детство было наполнено национальной романтикой.

Когда маленькому Ансси было меньше 10 лет, он еще не был знаком с Аки, Микой и Пелтси. Зато у него был старший брат Вейкко, он и научил шестилетнего Ансси играть на гитаре.

В 1960 году электрогитары ещё не доставляли из Германии прямо к дверям дома. В Хаапаярви их приходилось изготавливать самим.

- Музыкантам было трудно доставать аппаратуру. Вейкко выстрогал нам электрогитару из еловых досок. Усилителем служило старое радио. Так мы и учились играть.

В юном возрасте Тиканмяки играл танго в музыкальном ансамбле под названием Guapita, а немного позже в рок-группе Luftwaffe. По радио он любил слушать Beatles и Rolling Stones.

Первую виниловую пластинку Тиканмяки приобрел в 15 летнем возрасте. Это был альбом группы Black Sabbath под названием «Paranoid». С этого момента началась беспощадная любовь к стилю хеви-метал.

Когда Тиканмяки работал над сочинением музыки к фильму Аки Каурисмяки «Юха», на протяжении двух лет, он не отвлекался ни на что другое. В таком ритме времени для интервью не находилось.

- Я из тех, кто с удовольствием доводит свою работу до нужного результата и, после чего, дает ей говорить самой за себя. Никаких бестолковых речей.

Даже для ушей непрофессионалов имена из круга Тиканмяки звучат знакомо, а для него самого все они являются компаньонами по работе уже долгое время. Композитор работает с одними и теми же людьми на протяжении десятилетий.

Он хочет работать с теми людьми, которые вызывают у него интерес и работе которых он может доверять. Как раз по этой причине Тиканмяки поставил перед проведением интервью одно условие. Он хотел, чтобы фото во время интервью делала его жена Маарит Тиканмяки, она же делает и иллюстрации для обложек его альбомов. По этой же причине в обоих его музыкальных коллективах и в записи четырех альбомов принимали участие его сыновья. Они выросли, сочиняя музыку вместе со своим отцом.

Перевод с финского: Е. Чернявская, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий