на главную   интервью

Аки Каурисмяки представляет фильм «Юха»

Пекка Толонен  |  Film-O-Holic.com  |  26.02.1999
Кинорежиссер Аки Каурисмяки прибыл в Турку прямо с кинофестиваля в Берлине, специально для презентации своего нового фильма под названием «Юха». Выступление режиссера, приуроченное к этому событию, заняло всего полчаса.

На протяжении всей своей карьеры и до сегодняшнего дня Каурисмяки снимает большую часть фильмов по собственным сценариям. Вторым направлением его работы является экранизация классической литературы. Сюда  можно отнести и его новый фильм, созданный по мотивам романа Юхани Ахо. «Юха», снятый Тойво Сяркка в 50-е годы и увиденный Каурисмяки в десятилетнем возрасте, настолько запал ему в душу и не давал покоя, что единственным способом избавиться от этого было снять свой собственный фильм.  Во время съемок режиссер старался отойти от представленного ранее образа Юхи, чтобы тот не смог оказать влияние на нового героя. Каурисмяки не стремился  превзойти предыдущую версию фильма, произведение, написанное Юхани Ахо, и так было достаточно сильно по своему драматизму.  

- Я переснял ту же самую историю заново, но уже в современной интерпретации. Нынешнее время настолько печально, что из него никак не может получиться комедия.

Очень трудно, с точки зрения хронологии, поместить происходящее действие в какие-то определенные временные рамки. В одних сценах показана жизнь 50-х годов, а в других уже быт, характерный для  80-х или 90-х. В тех моментах, которые все же выпадают из хронологической линии, появляется тот самый, столь близкий режиссеру Каурисмяки быт прошедших десятилетий, и становится ярко ощутима его ностальгия по сельской жизни.

- Эта особенность проявляется во всех фильмах, и я постоянно пытаюсь понять, почему так происходит. Возможно, дело в том, что в то время, когда я был ребенком и жил в аграрной Финляндии, все было намного веселее, чем теперь.

Аки Каурисмяки
На съёмках "Юхи": оператор Тимо Салминен, композитор Ансси Тиканмяки, Аки Каурисмяки и фотограф Марья-Леена Хукканен. 1998 г. Фото: anssitikanmaki.com

«Юха» – это немое кино. В нем периодически звучит музыка композитора Ансси Тиканмяки, которой отводится центральное место на протяжении всей истории.  Ещё 3 года назад Каурисмяки и Тиканмяки заключили договор о работе над этим фильмом. Сразу после того, как был получен сценарий, Тиканмяки начал сочинять музыку. И наконец, уже с помощью смонтированной видеоверсии, произведение было завершено. Каурисмяки заказал у Тиканмяки симфоническую музыку для озвучивания своего фильма, и уже в готовом произведении режиссеру не пришлось требовать внесения каких-либо изменений. А сцену с твистом, в которой «Марья пытается казаться современной», Каурисмяки предложил сам.

- Тиканмяки можно доверять. Это очень редкое явление в нынешней Финляндии.

Линия роли Юхи, по бескомпромиссному взгляду режиссера, остается в стороне от основного действия фильма. Это было сознательным выбором Каурисмяки. Он не использует никаких ухищрений для того, чтобы фильм имел кассовый успех, и, благодаря этому, может снимать фильмы такие,  как он хочет.

- 99.9 процентов режиссеров используют в своих фильмах насилие. Думаю, что лишь одна десятая процента сосредоточена на попытке представить в фильме темы из обыденной жизни.

Эта обыденная жизнь не сильно интересует зрителя и сам Каурисмяки шутит по этому поводу. Как он считает, его аудитория состоит из дам среднего возраста и из той молодежи, которая интересуется «жизнью и делами».  Большинству людей неинтересны жизненные фильмы Каурисмяки. Он так и не смог получить огромных денег за свои работы, но такая ситуация для режиссера является вполне привычной.

- … О больших бюджетах не приходится мечтать, да я никогда и не стремился к ним. Не вижу никакого смысла выбрасывать деньги на то, чтобы пришла толпа из 500 человек, и к середине фильма начались перебежки с места на место. Все же истина заключена между камерой и актером.

Эту истину Каурисмяки давно уже ищет в окружении  одних и тех же людей. Оператор Тимо Салминен уже долгое время знаком с режиссером, то же можно сказать и о других членах съёмочной группы. Таким образом, наличие у Каурисмяки надежной команды является само собой разумеющимся.

- Ну а вы когда-нибудь слышали о пастухе, у которого была бы хорошая корова и при этом он смог бы ее выгнать в лес, а сам отправиться на поиски новой?

Для постоянного исполнителя главных ролей Кари Вяянянена так и не нашлось места в этом фильме. В распределении были только 3 роли и «в три роли нельзя втиснуть четыре». Каурисмяки был определенно доволен работой актеров. То, что фильм немой, не создавало для них никаких проблем. Также как и для Пииту, сыгравшей в фильме собаку Юхи, и продолжившей серию о грустной собачьей доле в фильмах Каурисмяки.

- Они мои собственные собаки. Пожалуй, это грустное зрелище, когда они вместе со мной проживают всю свою жизнь, а я для них являюсь акушером.

У Каурисмяки крепкая поддержка в центральной Европе и это видно по количеству  распространенных в тех странах копий фильма. Во Францию и Германию отправилось по 40 копий, а по Финляндии разошлось только 7.

- Так всегда получается, когда рассказываешь о культуре своей страны, в которой живешь, и пытаешься ее изобразить. Это понятно только тем, кто живет за границей, но никак не на родине.

В начале 90-х годов снятые за границей фильмы «I hired a Contract Killer» («Я нанял убийцу») и «Boheemielämää» («Жизнь богемы») стали следствием необходимости на какое-то время сбежать из Финляндии, чтобы «вытащить финские ножи из спины». Сейчас Каурисмяки говорит, что все свои последующие работы он будет снимать в Финляндии.

- Я абсолютно уверен в том, что режиссеру обязательно нужно снимать фильмы именно в той стране, в которой он родился и вырос. Тогда можно в подробностях узнать, как пастух пасет коров, как он их приводит домой и отводит обратно на пастбище…  да и как развивается городская культура. Поэтому каждому следовало бы снимать фильмы у себя на родине. И я решил, что если еще и буду снимать фильмы, то только в Финляндии.

Каурисмяки ничего не рассказал о своих будущих проектах. Однако обмолвился, что сейчас в разработке находится фильм о Финляндии, который будет представлен в цвете и с озвучкой. А в планах на будущее - фильмы по романам Бальзака и Мопассана. Лозунгом для сценария станет все то же: «Выкинуть прочь лишнее,  выделить главную суть происходящего и все готово».  У Каурисмяки нет абсолютно никакой спешки, связанной со съемками фильмов, в отличие от молодых режиссеров. Он непоколебимо продолжает свой путь против течения.

- Когда мне было 4 года, я решил, что никто не будет мной командовать, только мать иногда может дать оплеуху, не более того.

Перевод с финского:  Е. Чернявская, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий