Аки Каурисмяки: «Мне прогресс не нужен»
- Вы уже не в первый раз
в России и, наверное, знаете, как вы здесь
популярны. Что еще, по-вашему, объединяет
русских и финнов, кроме географической близости
и общей склонности к алкоголю?
- С Петербургом меня объединяет
прадед, который когда-то торговал здесь
лошадьми.
- Герои ваших фильмов — не самые
счастливые и успешные люди. Вам не становится
сложнее понимать
их теперь, когда вы — финский символ успешности
в кинорежиссуре?
-
Мне кажется, с годами я только лучше стал
понимать Акакия Акакиевича из гоголевской
«Шинели». Не думаю, что я успешен. Я считаю себя
бесконечно бездарным человеком, который
старается хоть чего-то достичь, и мне кажется,
я так и не смог приблизиться к тому, чего хочу.
Материальный успех мало меня занимает,
я оцениваю свои результаты только с точки зрения
качества моих фильмов.
- Вы в кино часто бываете?
Я смотрю очень много кино, но оно все снято
до 1962 года. Исключение — мой друг Джим Джармуш,
это единственный современный режиссер, фильмы
которого я смотрю на большом экране. У нас
сложно увидеть старые фильмы в кинотеатре.
Киноархив Хельсинки — это стыд всей Финляндии,
у них огромные запасы, которые они никому
не показывают. В юности я каждую неделю ездил
в Хельсинки и смотрел старое кино, но не все
в Финляндии живут в близости от столицы — у нас
очень узкая и длинная страна.
- С годами становится проще или сложнее
существовать в вашей профессии?
-
С каждым годом все труднее. В молодости я был,
пожалуй, излишне активен и некритичен, я бегал
как заведенный, и главной целью моей работы было
«зацепить» хотя бы себя, о других я не думал.
Я ждал начала съемочного дня и бежал
на площадку, как на свидание с девушкой. Сейчас
для меня каждый кадр — это вопрос жизни
и смерти, и это ограничивает в работе
и заставляет думать. Сейчас я после каждого
снятого фильма ухожу из кино и клянусь себе, что
не вернусь, если не почувствую, что следующий
фильм обещает быть по-настоящему значительным.
С каждым фильмом все сложнее отвечать себе
на вопрос, зачем я это делаю. Понимаете, каждый
может снимать кино, но зачем — вот вопрос…
- Для нас Аки Каурисмяки — это лицо
финского кино…
-
Кошмар, какое некрасивое лицо! Я бы хотел, чтобы
у финского кино было лицо поприятнее…
- Обычно таким лицом становится
представитель мейнстрима, а ваши фильмы ведь
совсем не рекордсмены кассовых сборов.
-
А немецкое кино? В свое время его лицами были
Вернер Херцог и Райнер Фассбиндер. А ведь
их лица тоже не очень симпатично выглядели.
- Но сегодня в Германии это, скорее,
вполне кассовый Тыквер.
-
Тыквер — способный парень, просто еще молодой,
рано говорить о нем серьезно. Мне, кстати, очень
понравился его «Рай», но тем не менее
с двумя-тремя фильмами в историю не войдешь.
Мы еще поговорим о Тыквере через десяток лет,
я думаю.
- Считается, что эра великого кино вообще
закончилась, все хотят только развлекаться.
-
Конечно, в кино ничего нового сегодня уже
не скажешь. Поэтому и Голливуд в кризисе,
он поедает собственный хвост. В кино всего
12 историй, и все они уже рассказаны по тысяче
раз.
- Но если человек все же желает серьезно
высказываться, то куда он может податься?
-
Пускай сразу идет в рекламное бюро. Я, слава
богу, избавлен от необходимости продумывать
подобные варианты для себя — у меня есть работа,
которую я люблю.
- Кем бы вы стали, если бы не получилось
заняться режиссурой?
-
О, я наверняка был бы великим посудомойщиком,
величайшим в Европе. Или помощником рабочего
на стройке. Настоящему мастеру везде найдется
место (смеется).
- Вы знаете, что вас называют «финским
Михалковым»?
-
Ого, это самое страшное оскорбление, какое
вообще можно мне нанести. Лучше бы назвали меня
«финским Кончаловским», он все же снял один
очень хороший фильм —
«Первый учитель».
- Вы можете вспомнить последний фильм,
который вас потряс?
-
Ну конечно, это очень просто. Это был «Ангел»
Марселя Паньола. Фильм, который я чаще всего
вспоминаю, — это, пожалуй,
«Золотой век» Луиса Бунюэля. На свои фильмы
я практически не оглядываюсь.
- Технологии в кино сегодня — это помощник
режиссера или препятствие?
-
Прогресс и технология — это два самых больших
препятствия развитию человечества. После
изобретения пенициллина и кадиллака не было
необходимости придумывать что-то еще. Главное
не меняется — для того чтобы понять и передать
состояние какого-нибудь советского человека
из 30-х, который, затаив дыхание, ждет шагов
на лестнице и радуется, что пришли не за ним,
а за соседом, мне никакого прогресса не нужно.
- А вы думали когда-нибудь о том, что,
не случись революции 1917 года, мы с вами вполне
могли быть соотечественниками?
-
Это, наверное, возможно, но соотечественниками
мы не были бы в любом случае. Да и кому нужна
Финляндия, в которой нет ни нефти, ни алмазов?
У нас есть только очень упрямый народ.
Мы никогда не просим прощения, но и к себе
снисхождения не требуем… Простите, сегодня я был
не самым остроумным собеседником… Хотя что
я извиняюсь — я ведь никогда и не был особенно
остроумен.