Аки Каурисмяки. Кино по-фински: без денег, немного теней и только один дубль
Шесть лет спустя
после получения приза Экуменического жюри в Каннах
за фильм "Вдаль уплывают облака" Аки Каурисмяки снова в конкурсе
с "Человеком без прошлого". Картина создана совместно с Финской
студией "Sputnik Oy", Германской "Pandora Films" и Французской "Arte
France Cinema". Финский режиссер прибыл на традиционную
пресс-конференцию слегка приободренный стаканом охлажденного
белого вина, и находился в приподнятом расположении духа. Показ
"Человека без прошлого" состоялся накануне утром в Пале и
получил единодушное одобрение публики. К настоящему моменту
лента была уже продана дистрибьюторам из Италии, Швеции и
Греции.
- "Человек без прошлого" похож на сказку с хорошим концом
и еще один шанс для вас использовать несвязный и веселый
диалог...
- Мне нравится создавать миры, где счастье возможно. Сегодня мир
утратил всякую надежду, а своими фильмами (как минимум) я
стараюсь творить счастье, которое невозможно найти где-нибудь в
другом месте. В этом для меня смысл кино. Многие
кинематографисты реагируют на подобные ситуации, создавая фильмы
протеста... Мне гораздо больше импонирует подражать фильмам
подобным "Жизнь прекрасна" Фрэнка Капра.
- Расскажите о том, как вы создавали эту ленту. Например,
как много дублей вы делали для каждой сцены?
- То, что отличает нас от Голливуда - это деньги. Там, где
снимаю кино я - их нет вообще. Отсюда следует, что первый дубль
должен быть самым правильным. В редких случаях, когда мы делаем
повторный дубль, мы всегда так или иначе используем именно
первый, потому что он - самый дорогой. Позвольте мне объяснить
мою философию кино: есть мужчина и женщина на фоне стены,
немного света и несколько теней. Сначала исчезает женщина, затем
мужчина, и в конце концов сама стена. Свет гаснет, и все, что
остается, это тени. Кинематограф - это ничто иное, как тени.
- Вы репетируете с актерами?
- Мы лишь говорим друг с другом после того, как сцена уже в коробке, но это слишком поздно.