на главную   интервью

Аки Каурисмяки, ледяной взгляд отшельника

Эдоардо Семмола  |  L'Unità  |  21.06.2006
Финский режиссер был награжден вчера во Фьезоле как «Мастер». Он, родившийся в 1957 году, утверждает: «Кино умерло в 1962-ом».

Мастер. Мрачный хмурый взгляд исподлобья. Аки Каурисмяки во Фьезоле, чтобы получить премию мастеров кино. Он холоден и молчалив – как его Финляндия. Автор, посвятивший себя социальной и внутренней эмаргинации, финский режиссер был коронован вчера как «Мастер» актером Сильвио Орландо. «Это первый раз в истории, когда волк вручает премию лису», - прокомментировал Каурисмяки. Это камень в огород актера Нанни Моретти, с которым у маэстро старые счеты с Каннского фестиваля 2001 года. Он подозрительно смотрит. Темно. Отличные условия для человека, который превратил черный юмор в свой фирменный стиль: «Я провел всю жизнь в барах, слушая истории, а там можно узнать, что такое настоящий черный юмор. Небо черное, почему бы и мне не быть черным? Меня так пугает судьба человечества, что я не могу не показывать свой ужас».

Ледяной стиль. Вы так не считаете?

– Человеку нечего терять, кроме его собственного стиля. И вместе с ним достоинства. Поэтому я всегда старался следовать некоммерческому пути. Цена свободы – низкий бюджет производства кино. Свобода… Я чувствую себя свободным, разрушая все кинематографические условности, которым я никогда и не пытался научиться. И это приводит к одиночеству, которое начинается уже на улице, когда люди переходят на другую сторону тротуара. То же самое происходило с Феллини, которого, правда, все побаивались.

Каким вы видите будущее кино?

– С цифровым кино магия обречена на исчезновение. Кино для меня умерло в 1962 году, его разрушило телевидение.

Но вы начали позже, в 1962 вам было 5 лет…

– После каждого фильма я испытываю ужасный стыд. Тогда я иду в лес, гуляю, собираю грибы и говорю себе: лучше я сделать не мог. И все.

Ваше кино – кино невидимого, кино изгнанников.

– Но взгляд финна отличается от взгляда американца или европейца… В музыке моих фильмов нет слезливых скрипок, начнем с этого. И никакой мишуры. В Финляндии мало взаимодействия в обществе, мало чувств. Нет граждан первого и второго сорта, есть только первого и третьего сорта.

Многие ваши персонажи – «одинокие люди». Каковы ваши отношения с одиночеством?

– Я отшельник. Я не переношу шум и голоса. В последнее время я начал разговаривать с деревьями, но они не отвечают.

Тишина и музыка часто занимают место диалогов в ваших работах. Вы верите в кино, в котором будут говорить только образы?

– Я верил в него, когда снял «Юха», немой фильм. Немой фильм серьезно отличается от фильма, в котором мало диалогов, как в «Человеке без прошлого», где очень много говорят, но никто этого не замечает.

Значит, тишина – это особенность вашей жизни?

Каурисмяки подносит палец к сжатым губам: «Тссс».

Перевод с итальянского:  Ю. Шуйская, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий