на главную   интервью

Аки Каурисмяки. Настоящее финское танго

Инга Бергман  |   inoekino.ru  

В октябре в Петербурге побывал финский кинорежиссер Аки Каурисмяки – ему вручали премию «Балтийская звезда», а усилиями  Петербургской Федерации кинопрессы была устроена встреча со зрителями. На этой встрече, предваряющей показ фильма «Ариэль» он выразил надежду на то, что за 12 лет, прошедших с его последнего визита в Россию, здесь ничего не изменилось – ибо он уверен в том, что «развитие ни к чему хорошему не приводит». Каурисмяки – национальное достояние Финляндии, хоть и живет теперь в Португалии. Почти все его фильмы удостаивались наград на престижных киносмотрах во всем мире; и как было сказано на встрече, благодаря ему мы так хорошо знакомы с особенностями национального финского характера. Каурисмяки и сам похож на своих героев – немногословных, любящих выпить финских парней. Собственно, встреча началась с воспоминаний о том, как 12 лет назад режиссер был приятно поражен демократичность баров на Моховой. Говорит, не меняя выражения лица, так же шутит – а шутит практически постоянно, даже говоря о вещах серьезных.

Аки Каурисмяки

О свободе

Есть три вида свободы: та, что дают нам власть имущие, свобода денег и свобода бродячей собаки. Это, конечно, самый жалкий вид свободы, он, как правило, не приветствуется: свобода Акакия Акакиевича, или человека, ищущего свой нос на улицах Петербурга. Свобода продается в разных упаковках; под этим словом скрываются попытки обрести почву под ногами – а это, конечно, основная проблема для людей, и для меня в частности. Когда-то очень трудно было получить российскую визу – и мне тогда этого особенно сильно хотелось. Вот сейчас сказали, что курить будет нельзя – именно поэтому я просто должен был закурить. Но честно говоря, лично я о свободе никогда особо не думал, потому что всегда чувствовал себя свободным.

О размышлениях и философских идеях

Я никогда не переставал размышлять. С годами появляются какие-то новые темы, которые кажутся мне важными. Одна из таких тем – солидарность трудящихся. Богатые пусть сами справляются. Другая тема – гордость униженных. Мои герои никогда не сдаются, разве что перед любовью – но в такой ситуации любой человек уязвим.

О методах работы

Я должен заставлять людей работать, иначе они с удовольствием получали бы зарплату, ничего не делая. Они любят спать, есть, но не работать. Атак они замечательные люди.
(В ответ на замечание о том, что рассуждает как капиталист, несмотря на заявленную симпатию к трудящимся). Речь идет о колхозе, а я - стахановец. Я не сплю, пытаясь заставить их работать, а когда они начинают работать – иду спать. Просто я вырос в капиталистическом обществе – у нас нет другой системы.

О музыке в ритме танго

Я всю жизнь буду связан с музыкой. Больше всего люблю танго – музыку моей молодости. Это не аргентинское танго, которое на самом деле является дешевой имитацией финского: я имею в виду настоящее финское танго, привезенное финскими моряками в Аргентину в 1911-м году. Финны, как вы знаете, не обладают даром красноречия, и в пуританской стране танго – единственное средство испытать близость. (Отвлекаясь от темы). С другой стороны финские мужчины – самые счастливые в мире: все женятся на женщинах умнее себя. Других просто найти не могут.

О надежде

Я хотел бы быть оптимистом, но надежду у меня вызывает только таяние льдов в Заполярье. Пора человечеству освободить планету от проблем, им же самим созданных – тогда растения и животные могли бы жить в мире.

О любви к кино

Я почти не смотрю современное кино, потому что мне кажется что нынешние фильмы нестерпимо плохи. Историю российского кино знаю года до 1970-го. Очень люблю фильм Якова Протазанова «Отец Сергий» - он был начат до революции, а завершен уже после. Люблю Всеволода Пудовкина – может быть потому, что он был самым нежным из всех советских режиссеров.

Об отношении к творчеству брата (тоже известного режиссера Мики Каурисмяки; вместе они когда-то организовали продюсерскую компанию; Мике он обязан тем, что вообще попал в кино)

Наши дороги с ним разошлись еще в 1982-м. И я уже сказал, что не слежу за современным кино.

О том, почему когда-то отказался ехать в США

Вы мне скажите, зачем я должен был туда ехать? Если речь идет о Калифорнии, то я просто не люблю солнце и запах горящего мяса.

 

Оставить комментарий