на главную   команда

поиск

 
 

Илкка Мертсола: «Приоритет - Канны»

 
Тиина Форсберг  |  Film-O-Holic.com  |  25.01.2006

 

Фильм  Аки Каурисмяки «Огни городской окраины» стал заключительной частью трилогии, посвященной безработице, одиночеству и бездомным. Ранее вышедшие фильмы «Вдаль уплывают облака» и «Человек без прошлого» привели в восторг критиков, собрав множество зрителей и наград по всему миру. Эту серию, состоящую из трех  фильмов, обычно называют «финской трилогией», однако продюсер фильма «Огни городской окраины» Илкка Мертсола из компании «Спутник», заметил, что проблемы, поднятые в фильмах Каурисмяки, никоим образом не касаются Финляндии.

 

– Я не уверен в том, что это настоящее изображение Финляндии. Не так уж важно, где происходит действие картины - в Хельсинки или где-то ещё. Я считаю, что в фильмах Аки в качестве времени и места выступает постиндустриальная западная культура, где имеется некий общественный раскол, и показано как человек может справиться с такой ситуацией. Все это не дает никакого представления о нынешней жизни в Финляндии.

 

Мертсола сотрудничал с Каурисмяки еще в фильме «Человек без прошлого», так что система работы была уже отлажена, не смотря на то, что эти фильмы абсолютно не похожи друг на друга.

 

– У нас всегда постоянная команда. Можно сказать, что фильмы создаются практически в семейной обстановке. Аки это типичный режиссер–директор, который сам отвечает за большую часть художественного исполнения. У Аки всегда свой собственный сценарий. Конечно, каждый новый фильм отличается от предыдущего своей идеей и содержанием, которые, в свою очередь, формируют обстановку и распределение обязанностей в коллективе при создании фильма.

 

Мертсола отмечает, что по сравнению с другими отечественными фильмами, за основу у Каурисмяки берутся другие отправные точки, чтобы  была возможность достучаться до большего количества зрителей в мире. К основной публике пытаются привлечь артхаус-аудиторию стран Центральной Европы,  благодаря которой и удаётся получить основной доход от фильма. Одних лишь доходов, получаемых от проката фильмов Каурисмяки в Финляндии, никогда не было достаточно для того, чтобы продолжать снимать кино для отечественного зрителя. Мертсола  подчеркивает:

 

– Фильмы Каурисмяки, режиссёра, давно сделавшего себе имя в мировом кинематографе, нацелены прежде всего на артхаус-рынок. В Финляндии этот сегмент киноаудитории довольно мал, примерно 60-70 тысяч человек. В странах Центральной Европы процент значительно выше. Особенно в Германии и Франции, где есть публика, воспринимающая кино как форму культуры, такую же, как театр и литература, и не ищущая в нем никакого развлечения.

 

Ранее у Мертсола был опыт совместной работы с Кари Пальякка, чей фильм «Живым и мертвым» стал ответом на нынешнюю тенденцию финского кино, когда значимость фильма определяется кассовыми сборами.

 

– Сейчас кинопроизводители, работающие в Финляндии для внутреннего рынка, озабочены лишь тем, чтобы привлечь в кинозалы как можно большую аудиторию. Нас беспокоит то, что это становится опасным для финского кинематографа, который поддерживается за счет средств, предоставляемых Комитетом по культуре.

 

Мертсола не так сильно заботит нынешнее положение отечественного кинематографа, как общая тенденция к тому, что фильмы становятся более однобокими, их содержание — поверхностным, а разнообразие сюжета и вовсе пропадает. Кинозалы по всему миру заполняются за счёт мейнстрима, а независимое кино и артхаус распространяются хуже, чем 20 лет назад, когда и в Финляндии можно было видеть больше европейского кино из разных стран. Сейчас затруднено распространение независимого кино даже внутри Европы.

 

– Аки в некотором роде принадлежит старому миру кинематографа, так что наши фильмы всё ещё распространяются довольно неплохо. Но режиссёры вроде Аки появляются уже не так часто, как десятилетия назад, когда было больше подобных авторов, за чьей работой и карьерой следила публика. Теперь кино снимают без остановки, оно превращается в коммерческий продукт и становится неотъемлемой частью индустрии развлечений. Это типичное американское мышление угрожает всему европейскому, а может быть, и мировому авторскому кино.  

 

Продюсерская компания не хочет акцентировать внимание на том, станет ли фильм «Огни городской окраины» таким же успешным как «Человек без прошлого», хотя тот оказался золотой жилой, - по крайней мере, в отношении полученных наград. Мертсола думает, что Каурисмяки, скорее, разбивает представление о том, будто каждый фильм должен быть более выдающимся, чем его предшественник, создавая, между тем, чуть более сложные фильмы, вроде чёрно-белого немого фильма, снятого после успеха «Вдаль уплывают облака».

 

– Аки никогда не планирует получить из фильма продукт, так что ему не приходится размышлять над тем, как бы снять новый фильм таким, чтобы он смог повторить успех предыдущего, ну или, по крайней мере, быть не хуже своего предшественника. Его фильмы довольно автономны, в конце концов, и подчиняются своей собственной внутренней логике, содержанию и идеям. Время покажет, как воспримет это аудитория.

 

Распространение фильма на родине  происходит примерно так же, как и в случае с «Человеком без прошлого», когда на премьере разошлось 12 копий. Это подчеркивает, что успех фильмов Каурисмяки на внутреннем рынке во многом зависит от международного признания.

 

– «Человек без прошлого», который действительно имел большой успех в Финляндии и приобрел пару сотен тысяч зрителей, получил свою известность только после победы на фестивале в Каннах. Это, как и шумиха вокруг «Оскара», действительно сильно повлияло на успех фильма Каурисмяки на родине.

 

Продюсер «Огней городской окраины» Мертсола не хотел бы, чтобы фильм участвовал в гонке за «Оскаром». Пример фильма «Человек без прошлого» показал, что американский рынок не выгоден для авторских фильмов, по крайней мере, с финансовой стороны.

 

– Соревнование за «Оскар» - это все же событие, предназначенное для категории американских мейнстрим-фильмов и значимость участия в нём довольно переоценена. С точки зрения продюсера это ужасно неразумное место для представления своего фильма, как с финансовой, так и с художественной точки зрения. Следует помнить, что это отбирает безумно много денег, поэтому для того, чтобы  лоббировать и распространять фильм, следует, как минимум, быть большой американской кинокомпанией. Продюсер не может стать успешным, вложив в продукт доллар, и за доллар же его и продав.

 

Не смотря на то, что церемония вручения премии «Оскар» могла бы стать для Каурисмяки отличной возможностью поднять на обсуждение интересующие его темы,  к примеру - война в Ираке, все же для кинокомпании успех на Каннском фестивале является более значимым и перспективным. Мертсола считает, что, когда разговор заходит о таком кино мирового масштаба,  Канны и другие европейские фестивали могут гарантировать успешный результат.

 

Изначально планировалось представить «Огни городской окраины» в феврале, на Берлинском кинофестивале. Но дистрибьюторская компания решила отложить международную премьеру фильма на осень. Февральская премьера фильма в Финляндии пройдет как авансовая, остальные будут уже позже, в августе-сентябре, когда уже начнутся показы во Франции, Германии и Италии.

 

– Конечно, это означает, что мы стремимся представить фильм с помощью крупных международных фестивалей, и, что касается Канн, то это действительно самый предпочтительный вариант. Но все же, на данный момент, это не совсем официально, так как программы Каннского фестиваля еще  даже не существует. На нынешней стадии пока нельзя уверенно сказать ничего, кроме как да, действительно, попасть в Канны является нашей главной целью.

 

Участие в Каннском кинофестивале было бы не только разумным, но и исторически значимым, потому что, если мы говорим об отечественном кино, то, кроме фильмов Каурисмяки, только «Белый олень» (1952) Эрика Бломберга вообще получил возможность бороться в высшей лиге. Каурисмяки вошел бы в историю, попади вся трилогия на фестиваль.

 

– Получилась сама по себе довольно забавная ситуация. Первые 2 части трилогии уже принимали участия в Каннском фестивале, и будет очень важно представить на нем третью, тогда это определенно попадет в историю. То есть, если бы все три других финских фильма, представленных на Каннском фестивале после «Белого оленя», являлись частью одной трилогии, то это было бы в некотором роде даже симметрично.

 

Мертсола надеется на то, что Каурисмяки возьмет небольшой перерыв перед тем, как начать работу над новым проектом. Однако, у него имеются подозрения,  что у Аки уже созрело множество новых идей. У Каурисмяки весьма перфекционистский способ работы. Фильм готов в голове режиссера еще до того, как на бумаге появится первая строчка.

 

– Аки очень долго вынашивает любой проект, прежде чем изложить его на бумаге. Он начинает писать сценарий только тогда, когда фильм уже полностью готов и смонтирован в его голове, откуда, в какой-то момент, берет начало и отправляется в путь очередная история.

 

25.01.2006

Film-O-Holic.com

Перевод с финского:  Е. Чернявская, Е. Михайлова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

  

 


avk (c) 08-17

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на http://aki-kaurismaki.ru обязательна.