на главную   публикации

Режиссер, в прошлом признанный бездарным ребенком, становится членом мирового кинематографического братства

Хелена Юлянен  |  Helsingin Sanomat  |  27.05.2002
Спустя двадцать один год после первого фильма, наделавшего много шума среди финнов, Аки Каурисмяки пробил себе дорогу в элиту мирового кинематографа. Теперь он является членом  мирового кинематографического братства.

Заслуженные мастера кинематографа, к которым Каурисмяки питает восхищение и уважение, в большинстве своем либо ушли на пенсию, либо покинули этот мир. На смену приходит новое поколение. В конце концов, отцу  современного кинематографа Жану-Люку Годару  в декабре исполнится уже 72 года.

Финны, несомненно, полюбопытствуют, что же принесет им все это внимание и награды, начиная с Гран-при Каннского кинофестиваля. По большому счету, рассчитывать-то особо не на что, тем более если у вас нет сильнейшего интереса к кино.

А что касается Аки — чем ему помогли финны? На самом деле многим, хотя вначале ему не пророчили большое будущее. Будучи новоиспеченным выпускником средней школы и большим фанатом кино, он пытался поступить в Школу кинематографии Университета искусств и дизайна, но не прошел отбор, будучи признанным бездарным [см. примечание].

Каурисмяки снимает чисто авторское кино, в котором общий замысел и решения одного человека определяют всю картину. Разумеется, чтобы развить эти идеи, ему необходима помощь множества других людей. Каурисмяки собрал вокруг себя команду, состав которой практически не меняет.

Тимо Салминен является оператором практически во всех фильмах Аки. Кати Оутинен играет ведущую женскую роль в каждом фильме, начиная с «Теней в раю» (1986), а Матти Пеллонпяя (1951-1995) стал центральной мужской фигурой его картин. На смену ему пришел актер театра Тампере Маркку Пелтола, который снялся  в главной роли каннского лауреата – фильма «Человек без прошлого».

Помимо бессменного оператора Тимо Салминена, с Каурисмяки постоянно работают Юко Лумме (звукорежиссер), Тимо Линнасало (звукомонтаж) и  Маркку Пятиля (художник-постановщик).

Также Каурисмяки может положиться и на многих других людей, например, из финского кинофонда и французской продюсерской компании Pyramide или немецкой компании Pandora. И на кинофестивалях по всему миру у Каурисмяки всегда найдутся те, кто поддержит его и кому он может доверять.

 Примечание:

В четверг, после публикации данной статьи, нами (Helsingin Sanomat) было получено письмо от проф. Лаури Тёрхёнена, в настоящее время являющегося заведующим кафедры кино и телевидения Хельсинкского университета искусств и дизайна.

Тёрхёнен пояснил, что история, касающаяся непоступления Аки Каурисмяки как «бездарности» стала своего рода мифом и городской легендой, и что необходимо исправить некоторые исторические недоразумения.

В это время, в конце 1970-х, только два студента отбирались на режиссерские курсы. Каурисмяки набрал достаточно баллов, чтобы оказаться в этой двойке, но в итоге заведующий кафедрой принял другое решение, проигнорировав установившийся официальный порядок.

В том же письме Тёрхёнен говорит о другом инциденте тех дней, когда студент института кинематографии захотел перевестись на режиссерский факультет. Ему сказали, что необходимо будет повторно подавать заявление, и он в итоге не поступил. В результате молодой человек бросил учебу и вскоре поменял свое имя на Ренни Харлина, который сейчас известен как режиссер голливудских боевиков «Крепкий орешек 2» и «Скалолаз».

Кроме того, Тёрхёнен заверил, что система поступления заметно изменилась и заведующий кафедрой больше не обладает такой диктаторской властью, что касается решений по принятию того или иного студента.

Перевод с английского:  С. Ракаева, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий