«Что отличает Ваши фильмы?», «Сцена, которая Вам не
удалась?» - на эти вопросы из нашей кинолюбительской анкеты приходится отвечать тем кинодеятелям, чье мнение важно для нас. В
кресле режиссера сегодня - Аки Каурисмяки, который был приглашен на
кинофестиваль «Так вот как живут люди?», проходящий в Сен-Дени со 2 по 8
февраля.
Аки Олави Каурисмяки родился 4 апреля 1957 года в
Ориматилле, в Финляндии. Как и его брат Мика, он один из тех редких финских
режиссеров, известных далеко за пределами своей страны. Герои его фильмов -
люди, довольствующиеся малым, движимые энергией отчаяния.
Международное признание Аки Каурисмяки получил после комичного музыкального
фильма «Ленинградские ковбои едут в Америку» (1989) и совсем мрачного «Девушка
со спичечной фабрики» (1990). В 2002 году его «Человек без прошлого» взял Гран-При и приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Его последний
фильм «Гавр» с Жан-Пьером Лео, Кати Оутинен и Жан-Пьером Даруссеном в главных
ролях должен выйти на экраны весной.
- Делает ли кино Вас счастливым?
- Как зрителя - да. Но не всегда.
- Что характерно именно для Ваших фильмов?
- Скучные, плохо снятые, масса ошибок, практически
отсутствует сценарий, и странные актеры.
- Первый фильм, который Вы посмотрели, и где это
произошло?
- «Тарзан», в небольшой деревушке, где я родился, на юге
Финляндии. Мне было тогда, вроде бы, 3 года. Родители притащили туда меня, брата
и сестру, так как не могли оставить нас дома одних.
- Откуда появилось желание снимать фильмы?
- Я никогда не хотел стать режиссером. Хотел быть писателем.
Я случайно написал сценарий и неожиданно для себя стал режиссером.
- Какой фильм вы выделяете чуть больше других?
- Из европейских - «Аталанту» (Жан Виго, 1934). Из
американских - «Только у ангелов есть крылья» (Говард Хоукс, 1939)
- Книга, которую Вы мечтали экранизировать?
- Я исполнил свою мечту, сняв «Жизнь богемы» (по книге Анри Мюрже
«Сцены из жизни богемы»). Я открыл для себя этот роман в 19 лет, и, хотя
тогда я был почтальоном, я пообещал себе снять по нему фильм. В то время никто в
меня не верил, так как почтальоны не снимают фильмы. Мне понадобилось 15 лет на
это, но я осуществил свою мечту.
- Если Вы снимете ремейк, то какой?
- По правде говоря, ремейки меня не интересуют, если только
речь не идет о великолепной истории, полностью забытой. Например, мог бы
получиться хороший ремейк по фильму «Токийская повесть» Ясудзиро Одзу. Но точно
не на голивудский манер.
- Что волнует Вас во время показа Ваших фильмов на
фестивалях?
- Сам в прошлом организатор фестивалей, я всегда обращаю
внимание на техническую сторону организации показа. (С 1986 года Аки вместе с
братом Микой проводит Midnight Sun Film Festival).
- Пересматриваете ли Вы свои фильмы? и почему?
- Я пишу, продюсирую, сам снимаю, монтирую свои фильмы, я
знаю их наизусть. Поэтому, как только выпускается первая копия, я стараюсь её не
видеть, так как замечаю только недостатки.
- Сцена, которая Вам не удалась?
- Около 40% сцен, которые я снял, попадают в эту категорию.
- Незабываемая сцена?
- В фильме Марселя Карне «Набережная туманов» сцена смерти
Жана Габена.
- Есть ли фильм, режиссером которого Вы хотели бы быть?
- «Соль земли» (Герберт Биберман, 1954)
- Ваши фильмы имеют национальность?
- Должен признать, что они финские. Я против того, чтобы
фильмы снимались о ком угодно. Кинорежиссеры, возможно, должны ограничиться
тем, чтобы создавать документальные материалы о странах и культурах, которые им
знакомы, с хорошей или плохой стороны.
- Крупный план, который Вас потряс?
- Заключительный план в «Огнях большого города», где Чаплин с
цветком, просто непревзойденный. Но я предпочитаю предыдущий, с молодой
девушкой.
- «Токийская повесть» состоит только из фиксированных планов,
за исключением одного тревеллинга длиной в три секунды, когда пара, на каникулах
в Токио, устраивает пикник на лужайке в парке. Этот тревеллинг совершенно ничем
не оправдан, если только не хотели угодить проплатившему это продюсеру…
- Фильм, заставляющий Вас танцевать?
- Сцена бала в «Золотой каске» Жака Беккера.
- Актер, о котором Вы сожалеете, что не сняли?
- Роберт Райан. Но у меня нет сожалений, так как он уже умер
к тому моменту, когда я начал заниматься кино, если я вообще когда-то это начал.
- Город в фильме?
- Льеж в фильмах братьев Дарденн. «Дитя», в частности.
- На мнение какого критика (каких критиков) вы
полагаетесь?
- Только Андре Базена.
- К какому своему фильму Вы испытываете слабость?
- «Береги свою косынку, Татьяна», за её невинность.
- В какой период Вашей жизни Вы планируете прекратить
снимать фильмы?
- В следующий понедельник я собираюсь посмотреть первую копию
своего последнего фильма («Гавр») и, наконец, буду свободен. Думаю, пришло время
остановиться. Я слишком стар, чтобы переходить на цифровое кино.
- Песня в фильме, которая Вам особенно полюбилась?
- В первых четырех минутах фильма Орсона Уэллса «Печать зла».
- Чем наполнены Ваши фильмы?
- Достоинством. И самолюбием.
- Совершенный мастер кино?
- Жак Тати.
- В 2040 году кино...
- Умрет, как и человечество. Так как оба эти понятия
взаимосвязаны. Цифровая аппаратура убила кино. Кино больше не интересна работа
со светом.
- Почему вы снимаете фильмы?
- Я так и не сумел выучиться достойной профессии.
- Стакан наполовину пуст или наполовину полон?
- Лично для меня стакан всегда пуст.
[1]
Тревеллинг - прием киносъемки, при котором съемочный
аппарат, установленный на подвижной опоре приближается к объектам
съемки, удаляется от них или следует за ними по ходу съемки.
09.02.2011
Télérama
Перевод
с французского: К. Макарова, специально для сайта
aki-kaurismaki.ru
Все права на все текстовые, фото-, аудио- и
видеоматериалы, размещенные на сайте,
принадлежат авторам или иным владельцам
исключительных прав на использование
этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский
язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на
http://aki-kaurismaki.ru обязательна.