на главную   команда

Маркку Пятиля: «Моя работа - вводить зрителя в заблуждение»

Ханну Пёппёнен  |  Helsingin Sanomat  |  05.08.2003

Офис художника-постановщика Маркку Пятиля обставлен самыми разными предметами, с которыми связаны давние воспоминания. К ним относится, например, подарок от ныне не существующего банка «Кансаллис» - тонкий серебристый перочинный нож, один из тех, в который искусно встроены маникюрные ножницы.

Часть пространства за стенами сценической площадки умело приспособили под дом и офис в стиле 1970-х, которые будут использованы при создании телевизионного сериала о сталинистах в Финляндии в 70-х годах. Проект выйдет в эфир на коммерческом телекананале MTV3 следующей весной.

«Если бы это была одна из работ Каурисмяки, могу Вам сказать, всего этого кинореквизита было бы намного меньше», - говорит Пятиля, находясь среди груды офисной аппаратуры.

Вместе с Юккой Салми, Маркку Пятиля обеспечивает техническую поддержку съемок для фильмов Аки Каурисмяки начиная с 1994 года и картины «Береги свою косынку, Татьяна». К фильмам, над которыми он работал, относятся первые две части так называемой «Трилогии о Суоми», ставшие весьма успешными кинокартины «Вдаль уплывают облака» (1996) и «Человек без прошлого» (2002, номинированный на «Оскар» ранее в этом году).

Сотрудничество Пятиля и Каурисмяки началось двумя годами ранее, при работе над музыкальным видео эксцентричных «Ленинградских ковбоев», исполняющих кавер-версию песни "These Boots are Made for Walking".  

Маркку Пятиля не является по образованию художником по декорациям, но изучал искусство, как и Юкка Салми. Оба приобрели необходимые профессиональные навыки для своей будущей работы на проектах реставрации зданий. Пятиля некоторое время жил в Вене, работая над реставрацией помещений в стиле модерн.

Роль сценографии в кинопроизводстве очень велика - это инструмент для создания необходимой остроты и драматизма, а для зрителя – средство усиления чувства присутствия в кадре.

В доме Юхи. Вариант оформления.

В доме Юхи. Кадр из фильма, 1999 г.

Пожалуй, самый убедительный пример ощущения напряженности пространства можно найти в творчества Альфреда Хичкока, в фильмах которого нет абсолютно ничего случайного. Каждая деталь обстановки имеет свое предназначение. В классическом фильме ужасов Стэнли Кубрика «Сияние», с другой стороны, художественно-декорационное оформление (в отеле и окрестностях) используется для создания невероятного и даже преувеличенного чувства ужаса.

В творчестве Каурисмяки накал также нарастает благодаря умело подобранной сценографии и фону.

«На первый взгляд все кажется случайным, как архитектура без участия архитектора, но на самом деле все детали были очень тщательно подобраны», - утверждает финский историк кино Петер фон Баг, являющийся одной из самых важных фигур на кинофестивале «Midnight Sun» в Соданкюля.

фон Баг выступал на 9-ом Симпозиуме Алвара Аалто, состоявшемся на прошлой неделе в  Ювяскюля. Его выступление было посвящено теме времени и пространства в фильмах Каурисмяки.

«Так же, как и в городах, в фильмах Каурисмяки существует многоуровневость времени, наслаивание деталей, имеющих значение для памяти и воспоминаний. Здесь можно найти истинное сострадание и идеализм, которые были характерны для более раннего финского видения жизни, где не оставляют ближнего своего», - говорит Багх.

«Аки сначала размышлял над этим при написании сценария, а затем мы вернулись к данной теме, когда пришло время устанавливать декорации», - поясняет Пятиля. Идеальное время для него - это «где-то в 1960-х, когда люди отличались более стойкими этическими и моральными убеждениями».

В картинах Каурисмяки все создается с нуля, даже показанные в фильмах места выглядят так,  будто они существуют в реальности. Некоторые декорации уже описаны в сценарии, но помимо этого, есть возможность импровизации и реинтерпретации. «Нужно читать между строк», - говорит Пятиля.

В некоторых случаях поиск подходящего места занимает определенное время. Иногда возникают определенные трудности, как, например, в случае с рестораном «Дубровник» в фильме «Вдаль уплывают облака». Этот ресторан был создан в помещении рекламного агентства напротив Академии изобразительных искусств на улице Юрьёнкату в Хельсинки.

Каурисмяки попросил свою проектную группу сделать ресторан, который когда–то пользовался огромным успехом, но с тех пор пережил тяжелые времена.

«К моменту завершения работы над оформлением от оригинального помещения практически ничего не осталось, за исключением пола», - комментирует Пятиля.

Обычно в окончательный план проекта включено большое количество кинореквизита, так что лишние детали можно отсеять перед началом съемок. Весь оставшийся набор декораций обычно используется в течение всего процесса съемок.

«Сценическое пространство создается не просто для наличия его как такового, в итоге используемого лишь частично. Аки знает толк в этом деле».

Хорошо проработанная сценография не только способствует правдоподобному и реалистичному окружению для любителей кино на большом экране, но и помогает актерам лучше прочувствовать настроение фильма.

«Когда декорации хорошо поставлены, актерам легче войти в роль. Детали необходимы для создания атмосферы, которая позволит им полнее раскрыть свой творческий потенциал».

Вариант оформления одной из сцен.

Кадр из фильма «Человек без прошлого», 2002 г.

Художественно-декорационное оформление контейнерного поселка, изображенного в «Человеке без прошлого», состоит из множества старых, практически антикварных предметов, включая козлы для пилки дров или шаткую деревянную лестницу, ведущую к контейнерам, расположенным «на втором этаже». Огонь разжигали в жаровне, даже когда декорации уже были поставлены, для того чтобы создать более реалистичный, обжитой вид.

«Все сводится к тому, чтобы ввести зрителя в заблуждение самым дешевым и наипростейшим образом», - говорит Пятиля.

Даже самым, казалось бы, бесполезным вещам можно найти применение. В киномире Каурисмяки может пригодиться всякий хлам, найденный буквально на мусорке. А если такие детали найти невозможно, то их приходиться создавать. В фильме «Вдаль уплывают облака» Пятиля оформил настольные лампы для ресторана вместе с Юккой Салми, приспособив под абажуры маленькие ведерки.

Контейнерный поселок в «Человеке без прошлого», для создания которого был использован строительный кран, находился в районе Хельсинки Верккосаари, недалеко от самого контейнерного порта Северной бухты. Были использованы настоящие контейнеры различных цветов и срока давности, запримеченные Пятиля, еще когда он проезжал в той местности на машине. Уличные сцены были сняты прямо там.

«Приличная часть интерьера контейнеров была на самом деле оформлена в студии», - признается Пятиля. Этому были очевидные причины: «Ширина контейнера примерно два метра, а сама камера занимает метра полтора».

Создание фильма – это в огромной степени коллективная работа, когда различные части целого дополняют друг друга. «Когда ты смотришь на эти декорации под неоновым светом, они кажутся просто жуткими, но когда направишь на них нужный свет, а камера может обрезать часть кадра, то все выглядит более живым».

Пятиля возвращается к теме памяти. Он отмечает, что фильмы Каурисмяки никогда не пытаются дотошно воспроизвести определенную эпоху.

«Я имею в виду, в принципе, мы можем вписать в сцену вещи из любого времени, если они имеют особое значение, как например «макгаффины» в фильмах Хичкока». В картине «Вдаль уплывают облака», например, унылая мебель 1960-х годов в доме, где живут Лаури (Кари Вяянянен) и Илона (Кати Оутинен) контрастируют с современным цветным телевизором и новеньким красным диваном.

Перевод с английского:  С. Ракаева, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий