на главную   интервью

поиск

 
 

Пресс-конференция Аки Каурисмяки

по поводу вручения ему «Гран-при Турина»

 
Официальный сайт Туринского кинофестиваля  |  Суббота, 26 ноября 2011, 12.30

 

Пресс-конференция (видео)

 

Потому что он там был!

 

В такие моменты я чувствую себя не в своей тарелке и даже не могу поблагодарить родителей, поскольку их уже нет в живых. Не знаю, заслуживаю ли я этот приз, но я вам очень признателен: для меня честь получить его, и если у вас нет вопросов, мы все можем сразу отправиться домой!

 

Давайте теперь поговорим о фильме, ведь о красных дорожках можно сказать только то, что они красные, благодаря чему с них не приходится каждый раз отмывать пятна крови!

 

Когда меня спрашивали о том, почему в качестве места для съемок своего последнего, одноименного, фильма я выбрал именно Гавр, я мог бы воспользоваться словами Эдмунда Хиллари , который в ответ на вопрос относительно его экспедиции заявил, что взошел на Эверест, «потому что он там был». Кроме того, это очень просторный город, что позволило мне перемещаться там по своему усмотрению: центральная улица более чем на 52 сантиметра шире Елисейских Полей. Я собрался было снимать в Генуе, но, как вы можете слышать, мой итальянский далек от совершенства, очень далек вообще-то! Я исколесил все европейское побережье, прежде чем найти Гавр, и остановился на нем, потому что через какие-нибудь 50 километров я бы оказался в Бельгии, а это уже было бы слишком. Ее я оставляю лучшим режиссерам всех времен, братьям Дарденн, хоть и у них там не все гладко.

 

Покер в горах

 

Что касается современного итальянского кино, я готов на обмен в любое время, особенно по утрам, насчет вечера не знаю, но к тому моменту уже слишком поздно менять решение. Если бы за свой последний фильм я получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, я бы, пожалуй, свел счеты с жизнью. Вообще-то, я не смотрел фильм-победитель – «Древо жизни» Терренса Малика, но он уж точно не мог быть хуже моего. Как бы то ни было, когда мне сообщили, что «Гавр» завоевал приз ФИПРЕССИ, я был в горах, играл в покер и проиграл.

 

Цвета и музыка

 

«Гавр» насыщен цветами. Цвета сложно использовать, потому что им неведома пощада. Например, я никогда не прибегаю к зеленому: с ним справиться сложнее всего, если только речь не идет о зелени лесов. Мне нравятся все оттенки синего и серого, как в фильмах Одзу: они показывают, что мы живем в мире, в котором всегда просыпаемся по утрам. Кстати, я должен поблагодарить Литтл Боба – его внутренний свет помог мне здорово сэкономить на освещении! В фильме много разнообразной музыки, включая классическую; дело тут в том, что у меня в проигрывателе всегда одна и та же музыка, и когда я составляю саундтреки, в моем распоряжении имеется лишь две кнопки – я импровизирую, меняя альбомы. Нынче музыкальная индустрия полностью прибрана к рукам американцами, которые купили все права, даже на финские песни – к счастью, Уолл-стрит захвачена!

 

Дубль первый, достаточно

 

Как правило, при работе с актерами я руководствуюсь принципом «Дубль первый, достаточно», то есть, после того как я делаю первый дубль, камера уже выключена. Этому приему я научился в 70-х, когда работал продюсером и мне постоянно не хватало бюджета. Со временем я осознал, что актеры выдают все, на что способны, в первом дубле, вы можете отснять и шестьдесят, но, когда сравните первый и последний дубли, лучшим все равно окажется первый.

 

Португальский чистильщик обуви с собакой

 

Я остановился на образе чистильщика обуви, когда понял, что в своем фильме хочу показать, как дурно, забыв о всякой гуманности, обращаются в Европе с беженцами, оставляя всю ответственность за их интеграцию в общество на Греции, Италии и Испании в соответствии с правилом «последней страны». Я держал эту идею в голове, но по-прежнему не представлял, кем будет главный герой картины. До тех пор, пока однажды в Португалии не обратил внимания на чистильщика обуви, у которого не было ни единого клиента. Я увидел в этом глубокую несправедливость, ибо у каждого должен быть хотя бы один клиент или, если говорить о моей профессии, по меньшей мере парочка зрителей. Все это так меня расстроило, что пришлось вернуться домой, сменить обувь – ботинки, которые были на мне, начистить было невозможно – и вновь предстать перед чистильщиком. Именно в этот момент я осознал, что он может стать тем героем, которого я ищу. Поэтому, когда я обратился к его услугам и он запросил за работу три евро, я дал ему двадцать и ушел, сказав, что позже он поймет, что к чему. Как и у Марселя в фильме, у него была собака.

 

Чудеса и собаки

 

Если говорить о чудесах, самым важным из них для меня стала встреча с женой. Когда я пишу сценарий, то обычно запираюсь в студии – вообще-то это обычная комната, но «студия» звучит куда лучше – и вот три дня спустя приходит моя жена и спрашивает, включил ли я в сценарий собаку. Собственно, в моих фильмах снялось пять поколений собак, и всеми руководила моя жена. Я люблю собак, потому что они не критикуют и не анализируют, да, они могут лаять, но это совсем не раздражает! Лайкой во время съемок «Гавра» тоже занималась моя жена, пока я работал со всеми остальными актерами, не изменяя своей обычной манере – я даю им три секунды на то, чтобы подтвердить знание реплики, и, если они не справляются, выгоняю их, благодаря чему на следующий день они ведут себя куда скромнее.

 

26.11.2011

Torino Film Festival

Перевод с английского:  И. Васильев, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

 

 


avk (c) 08-17

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на http://aki-kaurismaki.ru обязательна.