на главную   интервью

«В свой последний день я хочу напиться»

Клаас Релотиус  |  Cicero  |  06.11.2013
Режиссер Аки Каурисмяки знает, что большое искусство не требует многословия. Его фильмы – гротесковые эпосы молчаливости, полные лаконизма драмы, будь то «Ариэль», «Девушка со спичечной фабрики», «Вдаль уплывают облака» или «Огни городской окраины». Кто здесь много говорит, тот проиграет. Кто мечтает, тот спасется.
Аки Каурисмяки
Аки Каурисмяки. Фото: Lauri Eriksson

– В моем фильме «Я нанял убийцу» у легендарного Джо Страммера есть небольшая роль. В эпизоде в пабе он один стоит на сцене, играет на гитаре и страстно поет «Burning Lights». Он поет об одиночестве, о том, как трудно оставить след и найти того, кто тебя поймет. Думаю, в жизни всё строится на понимании. Мне сейчас 56, на этом свете я уже не стану отцом и не буду растить детей. Но я нашел женщину, которая настолько терпелива ко мне, что, похоже, в самом деле готова состариться со мной.

В мой последний день она наверняка каждую секунду будет рядом. Вот уже 20 лет мы живем в Португалии, но было бы неплохо незадолго до конца вернуться на родину и побыть там, где все начиналось. Я родился и вырос на юге Финляндии в деревне под названием Лейтсамаа. Там красивые озерные ландшафты. Если бы мне выпало счастье покинуть этот бренный мир летом, светлой ночью в период летнего солнцестояния, я бы сел в лодку с женой и стал грести на открытую воду. Мы бы просто молчали и наслаждались природой, свободные от печали и сентиментальности, которые я и без того не перевариваю, - это был бы идеальный конец.

Но мне, наверное, не повезет, и я умру зимой, что весьма вероятно, поскольку финская зима обычно длится десять месяцев. Тогда нам не останется ничего другого, кроме как закрыться в лесной хижине, зажечь пару свечей и вусмерть упиться хорошим португальским красным вином. Выпивка в моей жизни – это одна из тех вещей, о которых я сожалею, но незадолго до конца уже нет смысла с ней завязывать. О чем я еще больше сожалею, так это о том, что я так и не научился игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. В следующей жизни, после пары рюмок водки, я как-нибудь попрошу своего приятеля Джо Страммера научить меня играть.

Джо уже лет десять как умер. Он был едва ли старше, чем я сейчас, когда внезапно умер от порока сердца. Старуха с косой пришла слишком рано, но иногда я думаю, что, возможно, это была не худшая кончина. Думаю, мне бы тоже хотелось, чтобы раз – и всё кончено одним махом. Знать о собственном конце и при этом наблюдать, как оставшиеся песчинки шуршат в песочных часах, - это пугает меня и не соответствует моей фаталистичной природе. Стоит ли в самом деле планировать время, которое тебе осталось?

В фильме, где Джо выступает в баре, говорится о парне, который, потеряв работу, хочет покончить с собой. Он неловок и трусоват, потому нанимает профессионального киллера, который должен это взять на себя. Как раз в этот момент парень влюбляется в женщину и вдруг снова обретает желание жить. Хохма в том, что сделка с киллером уже заключена.

Устроить собственное самоубийство с помощью киллера так же забавно и невозможно, как планировать последние 24 часа своей жизни. Кто знает, что еще может с тобой случиться в последний момент? Если я что-то и усвоил за свою жизнь, так это то, что самые странные вещи всегда случаются, когда их меньше всего ждешь. Тут смерть наверняка не делает исключения.

Перевод с немецкого:  А. Дмитришин, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий