на главную   интервью

поиск

 
 

Аки Каурисмяки обещает вернуться в Хельсинки

 
Тапио Росенгрен  |  Helsingin Uutiset  |  30.05.2015

 

Аки Каурисмяки планирует съемки нового фильма в Хельсинки и обсуждает проблемы современного финского кинематографа. 

 

Аки Каурисмяки мечтает вновь взяться за создание фильма уже в следующем году, хотя сама идея будущей картины еще только витает в воздухе. Известно лишь, что действие, скорее всего, будет происходить в Финляндии, быть может, в самом Хельсинки. ФОТО: Тапио Росенгрен.

 

30-й кинофестиваль Midnight Sun стартует 10 июня в Соданкюля. В последние годы директор фестиваля Аки Каурисмяки привлекал все больше и больше зрителей к посещению этого мероприятия; параллельно возросла и популярность персоны Петера фон Багха – профессора кафедры Истории кино.

 

Сам фон Багх изначально был настроен скептически по отношению к идее Каурисмяки о создании кинофестиваля.

 

- На самом деле, все это долго держалось в секрете. Петер был сразу в него посвящен, но моя идея в начале не вызвала у него никакого энтузиазма. Он долго раздумывал перед тем, как согласиться на наше предложение поучаствовать в организации этого проекта. Несмотря на то, что он был значимой фигурой в интересующей нас области искусства, я все же немного сомневался в необходимости задействовать его в некоторых из планируемых мероприятий. Оказалось, что мои сомнения были напрасными, - говорит Каурисмяки.

 

Юбилейный фестиваль Midnight Sun ожидает в этом году большей освещенности в СМИ.

 

Популярность организованного им фестиваля Каурисмяки объясняет уникальной позицией по отношению к публике: концепция Mignight Sun обусловлена отсутствием какого-либо категориального разграничения между гостями фестиваля – все, так или иначе, обладают равными возможностями и наслаждаются просмотрами вместе. Каурисмяки, посетивший уже энное количество других кинофестивалей, ничего подобного тому, что происходит у него в Соданкюля, больше нигде не встретил.

 

- Основой концепции Midnight Sun является то, что он проводится в таком месте, из которого при всем желании было бы трудно сбежать, если вам, конечно, не хочется бродить 130 километров по тундре, - смеется Каурисмяки.

 

Примечательно то, что местные жители уже когда-то пытались организовать фестиваль в этих местах.

 

- Когда-то на юг страны стекались толпы хиппи, и у них здесь некоторое время тоже проводились мероприятия фестивального характера. Но вскоре более серьезный бизнес подмял под себя эти земли, и фестивалю пришел конец. В настоящее время многие современники первых культурных начинаний этого края являются постоянными гостями нашего проекта.

 

За годы существования кинофестиваля деревню в Соданкюля посетило множество известных режиссеров. Проект Каурисмяки имеет достойную репутацию как у себя на родине, так и за рубежом. Разумеется, Лапландия сама по себе уже достопримечательность. Инфраструктура фестиваля претерпела различные трансформации; его аудитория уже давно живет своей собственной жизнью.

 

Каурисмяки давно мечтает снять новый фильм и планирует сделать это уже в следующем году, но идея эта еще не обрела какой-то законченной формы. Если его последняя картина была снята в Гавре, то нынешнюю, в своей проблематике, вероятно, схожую с предыдущей, Аки задумывает поместить в уже знакомые всем зрителям декорации финской столицы - Хельсинки.

 

Каурисмяки не верит, что единственной проблемой финского кинематографа является проблемы с бюджетом или полное его отсутствие.

 

- Неважно, 25 миллионов вам удалось заполучить для бюджета или 33, если Вы не знаете, как их использовать. Решение денежного вопроса не есть решение всех ваших проблем; такие суммы во многом бесполезны, а их несознательная трата болезненно сказывается на государственных расходах стран той же Северной Европы. Истинный потенциал фильма распознается только на практике, в процессе съемок, а вся эта лихорадочная погоня режиссеров за солидными чеками – худший из путей, которые они могут для себя выбрать.

 

Другая проблема – отсутствие духовности в современных фильмах.

 

- В основе фильма может лежать совсем небольшая история, но тема ее должна быть широкой в духовном плане. Допустим, вы снимаете историю о человеке, находящемся в одиночестве в своем номере, но причиной этому должно послужить нечто большее, чем отдых или желание как следует начистить свои ботинки. Кажется, многие просто не хотят больше задумываться о проблематике тем и возможности задавать вопросы в своих фильмах.

 

«Средиземноморская миграция – это стигма Европы».

 

«Гавр» - это взгляд Каурисмяки на миграционную проблему в Европе. Режиссер возмущен ситуацией на Средиземноморском побережье, которую все чаще стали омрачать трагедии, связанные с крушением лодок и гибелью их пассажиров – нелегальных иммигрантов.

 

- Такие события происходят все чаще; это позор для Европы, не способной найти ключ к решению волнующей всех проблемы, - говорит он.

 

Колониальное отношение к гражданам стран Африки не изменилось, утверждает Каурисмяки. По-прежнему происходит их деление на людей второго или третьего сорта.

 

- Политикам было бы гораздо проще, если бы они все просто исчезли, но мы понимаем, что проблема сама себя не исчерпает, а лишь будет приобретать более внушительные масштабы. Кроме того, если бы старушке Европе действительно был присущ здравый смысл, то она наоборот приняла бы их всех с распростертыми объятиями. У западного общества появилось бы гораздо более полноценное будущее, а необходимость подобной территориальной изоляции просто бы отпала.

 

30.05.2015

Helsingin Uutiset

Перевод с финского: Анастасия Ференци, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

 

 


avk (c) 08-17

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на http://aki-kaurismaki.ru обязательна.