на главную   публикации

Клан - 2 Каурисмяки 2

Валерий Турицын  |  1996

Братья Каурисмяки энергично «стартовали» в самом начале 80-х и почти сразу стали своеобразным гребнем финской «новой» волны, которая, набрав постепенно «высоту», докатилась к концу десятилетия до самых престижных фестивалей и - прежде всего благодаря талантливым фильмам Аки и Мики - принесла национальному кинематографу международное признание. До этого кино Финляндии, родившееся, кстати, год в год с кино России (1907), почти восемьдесят лет оставалось в тени. Не будучи амбициозным, оно ориентировалось на внутренний рынок, отличалось, как правило, неброскими, но устойчивыми эстетическими достоинствами и редко привлекало внимание мировой критики. Разве что несколькими лентами в русле экзотического для «остального мира» скандинавского фольклора. (Так, поэтично снятый Э.Бломбергом по мотивам лапландской легенды «Белый олень» получил в 1953 году приз МКФ в Канне - «за лучший сказочный фильм»).

60 - 70-е годы отмечены возрастающим вниманием к окружающей реальности, более того - к социальной проблематике, затронутой в целом ряде фильмов ведущих финских режиссеров (Р.Ярва, И.Моллберг, Й.Доннер, М.Нисканен). Впрочем, эта значимая для Финляндии «волна» в контексте мирового кинопроцесса прошла почти незаметно.

Аки и Мика Каурисмяки, 80-е 
													годы.

Аки и Мика Каурисмяки, 80-е годы.

И вдруг в начале 80-х «выстрелило» «молодое кино» во главе с Микой и Аки Каурисмяки. Учитывая богатый зарубежный опыт (от американского «черного фильма» до английских «рассерженных» и открытий Годара), братья захотели рассказать об аутсайдерстве немалой части финской молодежи, не вписавшейся во внешне благополучную общественную ситуацию.

Как и будущие персонажи их ранних картин, Мика и Аки носили длинные волосы, не выпускали изо рта сигарету и всячески демонстрировали вызов всему «респектабельному». Они пропадали в киноархиве, отсматривая по несколько фильмов в день. Более всего их поразила «жестокость» Бунюэля, а Годар, с его яростными антибуржуазными эскападами, стал для них путеводной звездой.

Мика и Аки решили снимать картины вне коммерческого кино и, проявив деловую «хватку» и недюжинные продюсерские способности, сумели создать собственную фирму, назвав ее вполне программно, можно сказать, в честь Годара - «Вильальфа», что является инверсией названия известного фильма маэстро - «Альфавиль».

Старший из них, Мика, сразу увидел себя режиссером и прошел соответствующий курс в Мюнхенской киношколе, Аки поначалу хотел стать актером и одновременно писал жесткие, максимально спрессованные диалоги для первых фильмов брата. Совместно реализованные проекты своей непохожестью на традиционное «папино кино» сразу нашли свою аудиторию - преимущественно молодежную. В фокусе внимания дебютного фильма «Лжец» (1980) оказался отвергнутый «приличным» обществом рефлексирующий «сердитый» парень, который объявляет себя «пролетарским писателем», непрерывно курит, пьет, подбирает «девочек» и крадет при удобном случае. Его весьма эпатажно, с провокационным вызовом сыграл «дорвавшийся» до экрана Аки. «Мятежный» фильм стал событием национального кино, а следующая совместная картина братьев - «Никчемные» (1981) - закрепила скандальный успех, как бы продолжив рассказ о «потерянной молодежи». В конце того же года, закончив документальный фильм о финских рок-группах, тандем разделился. Братья и впредь всегда готовы помочь друг другу, но отныне каждый из них пойдет своим путем. Каждый добьется успеха, но на своей «территории».

Аки Каурисмяки и Матти 
													Пеллонпяя в фильме 
													Никчемные, 1981 г.

Аки Каурисмяки и Матти Пеллонпяя в фильме "Никчемные", 1981 г.

Траектория творчества Мики Каурисмяки любопытна, содержит немало поворотов и витков. Рассказав еще одну локальную криминальную историю («Клан», 1984), отдав дань «роуд-муви» с неприкаянным героем, судьба которого трагически предначертана и словно проступает сквозь томительно неторопливый, но мастерски отточенный темпо-ритмический и стилистический режиссерский «рисунок» («Россо», 1985), Мика Каурисмяки резко расширяет географию и жанровую палитру своих картин. В приключенческой комедии «черного юмора» он обратился к модели международного гангстерского фильма («Хельсинки - Неаполь: всю ночь напролет», 1987). Затем, чуть «отдохнув» на меланхолической комедии с философической «переменой участи» героя по принципу: «из грязи - в князи» («Ча-ча-ча», 1988), снимает, в основном в Стокгольме, «жестокую» драму («Бумажная звезда», 1989) и тут же вылетает в Южную Америку, где приступает к постановке еще одного международного приключенческого фильма («Амазонка», 1990)... На очереди «покорение» другой части Америки - Северной. Но, увы, так и не запускается в производство уже разрекламированный «звездный» проект римейка «Белый олень» (с Ричардом Гиром и Изабеллой Росселлини). Впрочем, через несколько лет Мика Каурисмяки все же снимает в США, правда, достаточно скромную по бюджету «тюремную драму» о любви охранника и заключенной - «Сигнал тревоги» (1995), которую финансировали Финляндия, Германия и Франция... Пожалуй, самой значительной работой режиссера за последнее десятилетие стал «личностный», временами забавный, но в целом пронзительно печальный, в определенном смысле ностальгический фильм «Зомби и «Поезд-призрак» (1991) - о парне и девушке, любви и дружбе, об увлечении рок-н-роллом и алкоголем, а главное - о поисках своего места в жизни в ускользающей от героя реальности, будь то Хельсинки или Стамбул... Словом, творческий путь Мики Каурисмяки извилист и непрост, лежит на пересечении, казалось, несовместимых тенденций (чисто синефильских и, в последнее время, вполне коммерческих), что придает дополнительный стимул специальному киноведческому исследованию, которое еще ждет своего автора.

В этом смысле его младшему брату Аки, одному из колоритнейших мастеров «нового европейского кино», повезло куда больше, что, кстати, нашло отражение и в публикуемых в этом сборнике материалах. Ни в какой мере не претендуя на анализ творчества разнопланового мастера, отмечу его неизменную искренность, органичность, эмоциональную раскованность, иногда перехлестывающую через край, но чаще достаточно открытую, что повышает внутреннюю «температуру» его картин. В своем творчестве Аки Каурисмяки свободно перемещается во времени и пространстве, в жанрах и стилях, не чураясь и откровенной эклектики. Его постмодернистская трактовка литературной классики эпатажна и полемична: так, в его дебюте главный герой, современный аналог Раскольникова, работает на хельсинкской скотобойне («Преступление и наказание», 1983), а его Гамлет конца XX века, устраняя конкурентов, становится во главе концерна («Гамлет входит в дело», 1987)...

Кадр из фильма Преступление 
													и наказание, 1983 г.

Кадр из фильма "Преступление и наказание", 1983 г.

Разброс мнений об этих лентах значителен. Впрочем, это касается едва ли не каждой работы Аки Каурисмяки. Кого-то прежде всего привлечет продолжающийся с 1986 года (с перерывами, разумеется) забавный киностёб с участием финской рок-группы «Ленинградские ковбои», обильно сдобренный хохмами, иронией и пародийными пассажами (в том числе и в адрес «соцреализма»!).

Других, возможно, особенно заинтересует «пролетарская трилогия» режиссера: «Тени в раю», «Ариэль» и, конечно, «Девушка со спичечной фабрики» (1990) - картина трагически безысходная и стилистически безупречная... Любителей психодрамы с элементами триллера, думается, не оставит равнодушными оригинальный сценарный «ход» и тонкое следование канонам английского кино в фильме «Я нанял для себя убийцу» (1990)... Многих пленит свежесть чувств героев в свободной, насыщенной аллюзиями (от Клера до Феллини) экранизации культовой в середине прошлого века французской мелодрамы Мюрже - «Жизнь богемы» (1992)... Впрочем, и сам Аки Каурисмяки стал чуть ли не «культовым» режиссером. Во всяком случае его кинематограф обрел признаки культового явления.

Братья Каурисмяки, принесшие финскому кино международный авторитет, в последнее время все реже снимают на родине. В критике даже появился термин - «органичные космополиты». С этим трудно спорить, однако многие их «зарубежные» картины несут отпечаток «финской ментальности», что придает им дополнительное, специфическое очарование.

Мика & Аки Каурисмяки. Материалы к ретроспективе фильмов

Оставить комментарий