Собаки в фильмах Аки Каурисмяки
— Почему вы все время
работаете с одними
и теми же актерами?
— Ну почему с одними
и теми же?.. Вот в
«Жизни богемы» у меня
собака играла, помните,
там ее зовут Бодлер?
В действительности она
была Лайка. Дочка ее
Пииту снялась в «Юхе».
А в «Человеке без
прошлого» играет уже
внучка Тяхти. Славная
актерская династия.
А вы говорите, одни
и те же. Какая собака
сможет пятнадцать лет
кряду ждать, пока
я поборю лень и сниму
три картины...
Вот что о собаках в фильмах Аки Каурисмяки написал Андрей Плахов: «Без собаки не обходится практически ни одна картина Аки начиная с «Гамлета». В «Ленинградских ковбоях» собаки уже попали в титры: Джек играет Мемфиса, а Лайка — собаку по имени Сибирь. В «Жизни богемы» та же Лайка играла пса Бодлера, а дальше у Лайки пошли потомки, и многие стали кинозвездами: ее дочь Пииту в «Юхе», ее внучка Тяхти в «Человеке без прошлого». Правда, Пьетари, сыгравший в фильме «Вдаль уплывают облака» — пес Клауса Хайдеманна, производственного менеджера Каурисмяки.

Лайка (1985 - 1996). По словам Аки Каурисмяки, "вместе с Лэсси, Рин Тин Тин и собакой Умберто Д., лучшая собака-актриса всех времен". Фото Марьи-Леены Хукканен.
Лайка в фильмах "Ленинградские ковбои едут в Америку" (1989 г.) и "Жизнь богемы" (1992 г.).

Слева - Альма, лауреат Каннского фестиваля за фильм "Опавшие листья", справа - Варпу, "сыгравшая" в фильме "По ту сторону надежды". Фото: Мика Лятти.
Тяхти особенно прославилась: недаром это имя означает «звезда». Нежнейшая сучка играет пса Ганнибала, которого его хозяин-полицейский представляет как воплощение свирепости: не подходи, пасть порвет. Разумеется, это оказывается мифом. Тяхти удалось то, что не удалось самому Каурисмяки: за роль в «Человеке без прошлого» она была удостоена Palm Dog — собачьего аналога Palm d'Or, то есть «Золотой пальмовой ветви».
Все эти собаки-метисы, чтобы не сказать дворняги, принадлежат семейству Каурисмяки: Аки и Пауле. Она — директор-распорядитель фирмы Sputnik и очень хорошая художница. Темы ее картин — пейзажи, натюрморты, кошмары алкоголизма, собаки. Она пожертвовала возможной большой карьерой ради своего мужа. Детей у них нет.
Раз в полгода они загружают всех своих четвероногих питомцев в фургон и отправляются через всю Европу в Португалию, в свой домик недалеко от Порто, через полгода точно так же возвращаются обратно. На крайнем западе Европы у них свой дом, мастерская, сад, виноградник, где они работают, изготовляя 300—400 литров вина в год. Аки там пишет сценарии, а Паула — картины.
Другие режиссеры снимают в кино своих жен и детей, Аки отдает предпочтение собакам. Он сам выглядит как умная и грустная собака, и его герои похожи на собак, а собаки — на его героев; они такие же суровые и нежные, умеющие даже без использования лицевых мышц — одними глазами — выразить всю гамму человеческих и собачьих переживаний.
Последнюю из потомства собак Каурисмяки (текст был написан в 2006 году - прим. ред.) зовут Пайю (что означает верба); она играет одну из главных ролей в «Огнях городской окраины».