на главную   актеры

Собаки в фильмах Аки Каурисмяки

— Почему вы все время работаете с одними и теми же актерами?
— Ну почему с одними и теми же?.. Вот в «Жизни богемы» у меня собака играла, помните, там ее зовут Бодлер? В действительности она была Лайка. Дочка ее Пииту снялась в «Юхе». А в «Человеке без прошлого» играет уже внучка Тяхти. Славная актерская династия. А вы говорите, одни и те же. Какая собака сможет пятнадцать лет кряду ждать, пока я поборю лень и сниму три картины...

из интервью Аки Каурисмяки

Вот что о собаках  в фильмах Аки Каурисмяки написал Андрей Плахов: «Без собаки не обходится практически ни одна картина Аки начиная с «Гамлета». В «Ленинградских ковбоях» собаки уже попали в титры: Джек играет Мемфиса, а Лайка — собаку по имени Сибирь. В «Жизни богемы» та же Лайка играла пса Бодлера, а дальше у Лайки пошли потомки, и многие стали кинозвездами: ее дочь Пииту в «Юхе», ее внучка Тяхти в «Человеке без прошлого». Правда, Пьетари, сыгравший в фильме «Вдаль уплывают облака» — пес Клауса Хайдеманна, производственного менеджера Каурисмяки.

Лайка

Лайка (1985 - 1996). По словам Аки Каурисмяки, "вместе с Лэсси, Рин Тин Тин и собакой Умберто Д., лучшая собака-актриса всех времен". Фото Марьи-Леены Хукканен. 

Лайка в фильмах "Ленинградские ковбои едут в Америку" (1989 г.) и "Жизнь богемы" (1992 г.).

"Гамлет идет в бизнес" (1987) - Яло

"Ленинградские ковбои едут в Америку" (1989). Джек - "Memphis dog"

"Вдаль уплывают облака" (1996) – Пьетари

"Юха" (1999) - Пииту, дочь Лайки

"Человек без прошлого" (2002) - Тяхти, внучка Лайки в роли Ганнибала

"Огни городской окраины" (2006) - Пайю

"Гавр" (2011) - Лайка

"По ту сторону надежды" (2017) - Варпу в роли Койстинена

Альма и Варпу

Слева - Альма, лауреат Каннского фестиваля за фильм "Опавшие листья", справа - Варпу, "сыгравшая" в фильме "По ту сторону надежды". Фото: Мика Лятти.

Тяхти особенно прославилась: недаром это имя означает «звезда». Нежнейшая сучка играет пса Ганнибала, которого его хозяин-полицейский представляет как воплощение свирепости: не подходи, пасть порвет. Разумеется, это оказывается мифом. Тяхти удалось то, что не удалось самому Каурисмяки: за роль в «Человеке без прошлого» она была удостоена Palm Dog — собачьего аналога Palm d'Or, то есть «Золотой пальмовой ветви».

Все эти собаки-метисы, чтобы не сказать дворняги, принадлежат семейству Каурисмяки: Аки и Пауле. Она — директор-распорядитель фирмы Sputnik и очень хорошая художница. Темы ее картин — пейзажи, натюрморты, кошмары алкоголизма, собаки. Она пожертвовала возможной большой карьерой ради своего мужа. Детей у них нет.

Раз в полгода они загружают всех своих четвероногих питомцев в фургон и отправляются через всю Европу в Португалию, в свой домик недалеко от Порто, через полгода точно так же возвращаются обратно. На крайнем западе Европы у них свой дом, мастерская, сад, виноградник, где они работают, изготовляя 300—400 литров вина в год. Аки там пишет сценарии, а Паула — картины.

Другие режиссеры снимают в кино своих жен и детей, Аки отдает предпочтение собакам. Он сам выглядит как умная и грустная собака, и его герои похожи на собак, а собаки — на его героев; они такие же суровые и нежные, умеющие даже без использования лицевых мышц — одними глазами — выразить всю гамму человеческих и собачьих переживаний.

Последнюю из потомства собак Каурисмяки (текст был написан в 2006 году - прим. ред.) зовут Пайю (что означает верба); она играет одну из главных ролей в «Огнях городской окраины».

 

Оставить комментарий