Жан-Пьер Лео
Jean-Pierre Léaud

Жан-Пьер Лео родился 28 мая 1944 г. в Париже. В 14 лет он дебютирует в роли Антуана Дуанеля в полубиографическом фильме режиссера Франсуа Трюффо «400 ударов». С этого момента, бросив лицей, в котором он учился, Лео навсегда связывает свою жизнь с кинематографом.
Помимо Трюффо, сделавшего его героем своей саги об Антуане Дуанеле, Лео много снимается у Годара, а в 1966 году получает приз Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «Мужское - женское».
В 1984 году Франсуа Трюффо умирает и, потеряв своего учителя, Жан-Пьер Лео почти исчезает из кинематографа. В 1985 году он, правда, появляется у Годара в фильме «Детектив», но только благодаря Аки Каурисмяки, пригласившему его сняться в фильме «Я нанял убийцу» (1990 г.), Лео удалось перезапустить карьеру.
Аки Каурисмяки
Телеканал "Культура" о Жан-Пьере Лео, 2009 год.
Андрей Плахов в своей книге «Аки Каурисмяки. Последний романтик» пишет: «Режиссер сумел застать легендарного артиста в критический момент: после смерти Трюффо утративший своего ментора Лео приобрел выражение глубокой потерянности и из стареющего юноши стал превращаться наконец в мужчину, переживающего собственный, а не чужой опыт. Он больше не изображал Трюффо, каким тот себя видел — хрупким, уязвимым, травмированным и несчастным, он действительно стал таким, и зрелище это оказалось вовсе не столь трогательно и эстетично.
Его роль в «Убийце», где актер играет затравленность и виктимность с перекошенным от внутренней боли лицом, — венец и кода блистательно начавшейся актерской карьеры, далее пошел распад. Изображая жизнь француза, по неизвестным причинам вынужденного бежать со своей родины и поселиться в чужом городе, Каурисмяки использовал реальные факты из биографии Лео: он побывал в тюрьме за то, что ударил пожилую даму цветочным горшком по голове (старушка слишком шумела) и оказал сопротивление полиции. Вероятно, это был единственный случай насилия с его стороны, но его хватило, чтобы окончательно испортить артисту жизнь.
Критик С. Тойвиайнен пишет: «Фильмы могут счастливо кончаться, но Лео остается рыцарем Печального образа... печаль остается несмотря на то, что жертва и киллер меняются ролями... жизни удается выпросить у смерти отсрочку. Что может лучше рассеять клоаку мрака над чахоточным убийцей, чем обманчивый, хмурый, но целительный юмор, который Аки Каурисмяки распространяет на жизнь и смерть, возможность и необходимость, выбор и предназначение...». Именно предвестие раннего старения и тяжелейшего кризиса Каурисмяки ухватил в своем исполнителе, который играет с выразительным лаконизмом, присущим лучшим финским актерам, и в то же время несет в себе натуральность персонажа «новой волны». Каурисмяки и Лео наполнили «британский фильм» финско-французской меланхолией — как бы ни казалось немыслимо это сочетание».
Петер фон Баг
Фрагмент из фильма «Léaud l'unique». Режиссёр Серж Ле Перон, 2001 г.
Жан-Пьер Лео в фильме «Мужское - женское» (1966 г.) и подражающий ему Аки Каурисмяки в фильме «Лгун» (1981 г.)