на главную   актеры

Интервью с Кати Оутинен и Маркку Пелтола

Film4.com  |  2003

Рассчитывали ли вы на тот успех, который ждал «Человека без прошлого» на Каннском кинофестивале?

Кати Оутинен и Маркку Пелтола
Кати Оутинен и Маркку Пелтола. Фото: Ристо Аальто.

Кати:

Мы знали, что французы любят Аки, но такого не ожидали. Это стало настоящим сюрпризом для нас. Во время церемонии к нам подходили люди, благодарили, поздравляли, что само по себе уже было настоящей наградой. А потом нас пригласили на церемонию награждения. «Облака» [«Вдаль уплывают облака», предыдущий фильм Аки] не выигрывали никаких призов, так что всё происходящее стало для нас полной неожиданностью.

Финляндия просто сходила с ума. После успеха в Каннах, «Человек без прошлого» стал там по-настоящему популярным.

В какой степени «Человек без прошлого» является преемником фильма «Вдаль уплывают облака»? Вы рассматриваете этот фильм как часть трилогии?

Кати:

Аки считает, что мы, определенно, должны что-то сделать. У него есть идеи по поводу последнего фильма трилогии, но пока ничего конкретного. Он говорит, что «искусство требует времени». Аки занимается продвижением фильма «Человек без прошлого» уже 8 месяцев и просто не в состоянии пока думать о чем-то другом.

Фильмы Аки, судя по всему, являются очень личными для него. Не могли бы вы рассказать о том, как проходит для него творческий процесс?

Кати:

На каждый фильм у Аки уходит три года. В первый год он размышляет над ним и приходит к определенным идеям по поводу его создания. Потом он проверяет эти идеи и в течение года занимается написанием сценария.

Когда Аки начинает работу над сценарием, он звонит актерам. Год назад, еще до съемок «Человека без прошлого», он позвонил Маркку и сказал ему: «Ты будешь играть главную роль в моем новом фильме», хотя Каурисмяки тогда еще и не знал, что это будет за фильм.

Маркку:

Когда мне по почте пришел сценарий, я тут же начал его читать, прямо в прихожей. Я даже не стал ждать, пока уйдет почтальон, и не мог остановиться, пока не прочитал его целиком.

Каково это  - работать с Аки?

Кати:

Аки — перфекционист, диктатор, например, он не начнет съемки, пока не будет идеально настроен свет — освещение должно быть просто безупречным. Но мы вместе работали над созданием стольких фильмов, что стали практически одной семьей. Мы много смеемся. Мы все друзья, и когда приходит время снимать новый фильм, мы всегда рады видеть друг друга спустя долгое время. Нам весело, но мы остаемся профессионалами своего дела.

Как вы думаете — то, что над каждым фильмом работают одни и те же люди, дает какие-то преимущества?

Кати:

Без сомнения. Мы так хорошо друг друга знаем, что иногда даже не нужно слов, чтобы объяснить, что ты имеешь в виду. Мы как театральная труппа.

И с каждым новым фильмом вам работается вместе еще лучше?

Маркку:

Мы встречаемся на съемках каждые три года, так что это замечательно. Если бы нам пришлось видеться каждый день, это был бы сущий кошмар.

(смеется)

Кати:

Нам весело, мы много смеемся. Но работа над фильмом — это большой труд. Ты привносишь сильные чувства в каждый фильм. Каждый раз ты еще больще развиваешься. Несмотря на легкую атмосферу на съемочной площадке, как только Аки крикнет «мотор!», ты полностью выкладываешься ради всей команды. Мы уважаем друг друга и это остается в каждом фильме, который мы делаем.

Маркку:

Ну, по крайней мере, мы на это надеемся.

(смеется)

Маркку, как Вы готовились к роли человека, потерявшего и память, и все, что у него было?

Маркку:

Мой отец в течение четырех лет страдал от усугубляющегося старческого слабоумия, так что те воспоминания помогли мне для осмысления этой роли. У меня также есть друзья с очень большими финансовыми проблемами, поэтому мне несложно было представить трудности моего героя.

Как вы считаете - «Человек без прошлого» пытается донести какое-то политическое послание о городской жизни в современной Финляндии?

Кати:

«Человек без прошлого» - это сказка. Современные люди жадные. В фильме у людей нет ничего, а они все равно готовы поделиться. Если в каком-то смысле это носит политический характер, то только в контексте этого фильма, никакого  открытого выражения определенных политических идей в нем не было заложено. В каждом своем фильме Аки просто размышляет о том, каково это - быть человеком.

Маркку:

Когда Аки снимал фильм, он не воспринимал его в каком-то политическом ключе. У него не было таких намерений. Реакция публики придала этому фильму какой-то политический смысл. Аки всего лишь исследует, что значит быть человеком. А зритель воспринимает его на свой лад. В Финляндии есть люди, которые видят в фильме политический смысл. А есть другие, кто считает, что фильм не отражает реальную картину происходящего в Финляндии. Им мы отвечаем, что и не собирались показывать Финляндию. Это художественный фильм, история, которая пытается донести определенную идею.

Одна из самых запоминающихся реплик в фильме «Вдаль уплывают облака» - «Жизнь ничтожна, наслаждайся ей, пока можешь». Таков девиз Аки?

Актеры смеются.

Кати:

Аки в действительности очень любит творчество Альбера Камю, французского экзистенциалиста, Камю его герой. Так что можно сказать, что его девиз — наслаждаться жизнью в полной мере, несмотря на страдания. Аки сам сочетает в себе жизнерадостность и пессимизм. Он сравнивает себя с «одиноким волком», но хочет доставить радость своим зрителям.

И последний вопрос. Я знаю, что вы любите работать с Аки, но если бы вам удалось работать с каким-нибудь голливудским режиссером, кто бы это был?

Кати:

Я думаю, что, если задумка хорошая, то неважно, кто режиссер. Это мог бы быть Мартин Скорсезе или г-н Смит. Но если у вас есть хороший сценарий, то это все, что имеет значение.

Маркку:

Я слишком устал, чтобы думать.

Перевод с английского:  С. Ракаева, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий