Аки Каурисмяки
Aki Kaurismäki, полное имя: Aki Olavi Kaurismäki
Родился 4 апреля 1957 года в городе Ориматтила (Orimattila) [1]. Родители: Йорма и Леена Каурисмяки. В семье, кроме Аки, было ещё трое детей. Отец Аки занимался коммерцией и его работа была связана с постоянными разъездами, а мать работала в туристическом бюро. Семья часто переезжает с места на место.
Из Ориматтила семья Каурисмяки переезжает в Лахти, а затем и в Тойяла. Воспоминания этого периода позднее нашли отражение в фильме "Береги свою косынку, Татьяна" (1994). Аки вспоминает: «За городом, в середине 60-х, молодёжь была разделена на рокеров и хиппи. У рокеров были американские машины, около восьми вечера они собирались в центре города, чтобы сделать несколько кругов вокруг рыночной площади. У хиппи были бесформенные холщёвые сумки, украшенные символом мира, они слушали Битлз и психоделическую музыку. Я был хиппи, по примеру своих старших братьев и сестер, и я боялся всего на свете...» [4]
На стареньком автомобиле Rambler American, купленном отцом, Каурисмяки всей семьёй путешествуют по Европе и даже совершают поездку в Крым. По словам самого Аки, это путешествие расширило его "романтико-патриотическое восприятие мира".
Мы ни разу не прожили много лет на одном месте, так что я в действительности ниоткуда особенно не происхожу... Я просто пытаюсь прикрыть свои деревенские корни, снимая городские фильмы...» [2]
Начиная с детских лет, главной страстью Аки были книги. Читать он начал рано, с четырёх лет и, уже учась в школе, нередко прогуливал уроки, чтобы в это время прочитать очередную книгу, взятую в школьной же библиотеке. Музыкальные пристрастия Аки сформировались во многом благодаря Харри Марстио, с которым он жил по соседству в Куусанкоски. Позднее песни самого Марстио прозвучат в фильмах Каурисмяки "Преступление и наказание" (1983) и "Тени в раю" (1986).
В 1973 году Аки заканчивает среднюю школу в городке Канкаанпяя. К этому времени он начинает всерьёз интересоваться кино, становится активным членом киноклубов. Он смотрит по пять-шесть фильмов каждый день, восхищается Годаром, Бунюэлем, Одзу... [5]. Но поступить в киношколу не удаётся, его "прокатывают" на экзаменах как "слишком большого циника" [3]. Аки поступает в университет Тампере на факультет журналистики, но, проучившись два года, решает уехать.
Однажды я собрал свои вещи, которые помещались в то время в два пластиковых пакета, прыгнул в поезд и отправился в Хельсинки, искать какую-нибудь работу...» [4]
Ему довелось поработать грузчиком, рабочим на стройке, оператором в типографии, почтальоном, художником, журналистом, мойщиком посуды в стокгольмском ресторане.
В 1981 г. Аки вместе с Паули Пентти пишет сценарий для фильма «Лгун», дипломной работы своего брата Мики, который к тому времени закончивает киношколу в Мюнхене. Вместе с братом они основывают кинокомпанию "Villealfa", названную в честь фантастического фильма Жана-Люка Годара «Альфавиль». Первым детищем свежеиспеченной фирмы становится документальный опус о гастролях трех финских рок-групп по окрестностям озера Саймаа. С тех пор Аки навечно привязан к такому специфическому и экстравагантому музыкальному явлению, как финский рок. Позднее, в 1986-м, с короткометражного фильма "Рокки-6" начнётся сотрудничество с культовой группой "Ленинградские ковбои" (в то время - "Sleepy Sleepers"), гордо носящей статус "худшей рок-группы в мире".
В начале 80-х Аки пишет сценарии для двух дебютных фильмов старшего брата Мики («Лжец» (1981) - объяснение в любви годаровскому «На последнем дыхании» и гангстерский «Никчемные» (1982), которые критика сравнила с дыханием свежего ветра). Эти фильмы отмечены также и его актёрскими работами. Позднее Аки участвовал в написании сценария фильма брата «Клан. Рассказ о лягушках» (1984) и диалогов в фильме «Россо» (1985).
Игровым дебютом Аки в режиссуре становится модернизированая версия «Преступления и наказания» (1983).
Как-то я прочёл интервью Хичкока, где он говорит, что никогда не сможет прикоснуться к этой книге. И я подумал: "Хорошо, я покажу тебе, старик". Позже я понял, что он был прав. Но я был молод и это меня извиняет...» [6]
Первый фильм Каурисмяки имел очень большой успех в Финляндии, кинокритики и публика с нетерпением ждали следующей картины молодого режиссёра. Однако Аки опять удалось всех удивить - в 1985 году он снимает абсурдистскую трагикомедию "Союз Каламари", самый что ни на есть crazy из его фильмов. А затем вновь возвращается к опыту литературной адаптации в фильме "Гамлет идёт в бизнес" (1987), перенеся классическую трагедию в современный мир большого бизнеса. "Я - шизофреник. Я делаю то серьёзную картину, то что-то из области "ни в какие ворота не лезет", а потом возвращаюсь обратно", - говорит режиссёр.
В 1986 году Каурисмяки снимает свой первый "классический" фильм - "Тени в раю", положивший начало "трилогии лузеров", в которую вошли также "Ариэль" (1988) и "Девушка со спичечной фабрики" (1990). Благодаря этим фильмам имя Аки Каурисмяки становится известным в Европе. С начала 80-х годов уже пятая часть всей кинопродукции Финляндии подписана фамилией Каурисмяки.
Начиная с 1981 года Аки снял 20 полнометражных художественных и документальных фильмов, его короткометражки были включены в киноальманахи (один из них - "У каждого своё кино" - был снят к 60-летию Каннского фестиваля). Главный герой его фильмов почти всегда это прирождённый аутсайдер, который теряет всё, но находит в себе силы подняться. Он бежит к свободе и эта свобода может быть где угодно - в Эстонии, Мексике, Сибири, но - за пределами Финляндии. Актёрский ансамбль в фильмах Аки Каурисмяки практически неизменен.
Хороших актеров в Финляндии не так много, если они кажутся мне убедительными и хорошо вписываются в сюжеты моих фильмов, то зачем их менять?.. Я всегда говорю актерам, что они могут произносить текст как хотят, но никогда не должны кричать и должны проговаривать диалоги, точно следуя тому, как они написаны...» [2]
На его режиссёрский стиль повлияли такие режиссёры как Жан-Пьер Мельвиль, Робер Брессон, Луис Бунюэль, Ясудзиро Одзу, Акира Куросава. Каурисмяки опирается на неброскую актерскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы имеют тонкий изящный юмор, отдаленно напоминающий юмор в фильмах Джима Джармуша, который, кстати, играл камео-роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». Джармуш, в свою очередь, взял актёров, игравших до этого только у Каурисмяки (Матти Пеллонпяя, Кари Вяянянен и Сакари Куосманен), на роли в своём фильме «Ночь на Земле».
На сегодняшний день является самым знаменитым и почитаемым режиссером Финляндии, давно завоевавшим во всем мире статус культового. Ретроспективы его фильмов проходят по всему миру.
Он совладелец бара “Москва”, нескольких ресторанов и кинотеатра “Андорра” в Хельсинки. Аки является одним из основателей фестиваля Midnight Sun (Соданкюля), единственного в мире кинофорума, проходящего за полярным кругом.
Начиная с 1989 года, каждую осень, Аки вместе с женой Паулой Ойнонен и своими собаками отправляется на полгода в Португалию, где у него дом в Виана-ду-Каштелу, мастерская, сад и виноградник. Возвращаясь в Финляндию, живёт в своём доме в Карккиле, небольшом городке в 65 км от Хельсинки.
РЕЖИССЕР И ВЛАСТЬ
«Сожалею, но сейчас я в отъезде в пригороде».
(президенту Койвисто)
«Боюсь, что на то же время назначен хоккейный матч».
(президенту Ахтисаари, Helsingin Sanomat/Nyt-liite, 26.02 - 04.03.1999 г.).
ДВА ВОПРОСА ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Каурисмяки: Не знаю. Наверняка нет, так как это доказало бы, что Сартр им не был.
Вопрос: Ты рассказываешь о себе самом в фильмах?
Каурисмяки: Во мне 60% экзистенциалиста, 20% коммуниста, 10% экологиста, симпатизирующего левым, 10% анархиста, а остальное – вода и обычный социал-демократ.
(1988 год)

1984 — | Jussi — "Преступление и наказание". |
1987 — | Jussi — "Тени в раю". |
1989 — | FIPRESCI Prize — "Ариэль" |
1990 — | Interfilm Award — "Девушка со спичечной фабрики" (Berlin International Film Festival); OCIC Award — Honorable Mention — "Девушка со спичечной фабрики" (Berlin International Film Festival) |
1991 — | Jussi — "Девушка со спичечной фабрики" |
1991 — | Pro Animalia – премия федерации защиты животных. |
1992 — | FIPRESCI Prize — "Жизнь богемы" (Berlin International Film Festival) |
1993 — | European Silver Ribbon; Jussi — "Жизнь богемы" |
1994 — | Pro Finlandia medal. |
1995 — | Jussi — "Береги свою косынку, Татьяна" |
1996 — | Prize of the Ecumenical Jury — Special Mention — "Вдаль уплывают облака" (Cannes Film Festival); Audience Award — "Вдаль уплывают облака" (São Paulo International Film Festival) |
1997 — | Jussi — "Дрейфующие облака"; Import Award — "Дрейфующие облака"(Tromsø International Film Festival) |
1999 — | Lifetime achievement award (Gijón International Film Festival) |
1999 — | Государственная премия за достижения в области кинематографии. |
1999 — | C.I.C.A.E. Award — "Юха" (Berlin International Film Festival) |
2001 — | Topelius prize - (Хельсинское общество защиты животных) |
2001 — | Французский орден Почетного Легиона |
2002 — | Luis Buñuel Prize (Huesca Film Festival) |
2002 — | Grand Prize of the Jury — "Человек без прошлого" (Cannes Film Festival); Prize of the Ecumenical Jury — "Человек без прошлого" (Cannes Film Festival); Grand Prix — "Человек без прошлого"(Flanders International Film Festival); Douglas Sirk Award (Hamburg Film Festival); Audience Prize of the "Lübecker Nachrichten" — "Человек без прошлого"; Nordic Council's Film Prize — "Человек без прошлого"; FIPRESCI Film of the Year — "Человек без прошлого" (San Sebastián International Film Festival) |
2003 — | Golden Kinnaree Award — "Человек без прошлого" (Bangkok International Film Festival); Jussi — "Человек без прошлого"; FIPRESCI Prize — "Человек без прошлого" (Palm Springs International Film Festival) |
2003 — | премия Amnesty International за деятельность по защите прав человека |
2004 — | Special Award — Best Duo: Director — Cinematographer |
2006 — | Baltic Star Prize за развитие гуманитарных контактов в Балтийском регионе. |
2006 — | Lifetime achievement award (Tallinn Black Nights Film Festival) |
2006 — | Premio Fiesole Maestri del Cinema (Премия Мастеров кино Фьезоле) |
2006 — | Jussi — "Огни городских окраин" |
2007 — | Honorary creative excellence award (Reykjavik International Film Festival) |
2007 — | Pier Paolo Pasolini prize (Il Cinema Ritrovato film festival) |
2008 — | Президент Финляндии Тарья Халонен присваивает Аки Каурисмяки звание академика финской Академии искусств |
2011 — | FIPRESCI Prize — "Гавр" |
2012 — | Friedrich Wilhelm Murnau Filmpreis |
2016 — | Le Carrosse d'Or ("Золотая Карета") — награда Ассоциации французских кинематографистов (Каннский кинофестиваль). |
2017 — | "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру (фильм "По ту сторону надежды"). |
2017 — | Премия мира "Мост" на Мюнхенском кинофестивале (фильм "По ту сторону надежды"). |
2017 — | FIPRESCI Film of the Year — "По ту сторону надежды" (San Sebastián International Film Festival) |