на главную   биография

Аки Каурисмяки

Aki Kaurismäki, полное имя: Aki Olavi Kaurismäki

Родился 4 апреля 1957 года в городе Ориматтила (Orimattila) [1]. Родители: Йорма и Леена Каурисмяки. В семье, кроме Аки, было ещё трое детей. Отец Аки занимался коммерцией и его работа была связана с постоянными разъездами, а мать работала в туристическом бюро. Семья часто переезжает с места на место.

Из Ориматтила семья Каурисмяки переезжает в Лахти, а затем и в Тойяла. Воспоминания этого периода позднее нашли отражение в фильме "Береги свою косынку, Татьяна" (1994). Аки вспоминает: «За городом, в середине 60-х, молодёжь была разделена на рокеров и хиппи. У рокеров были американские машины, около восьми вечера они собирались в центре города, чтобы сделать несколько кругов вокруг рыночной площади. У хиппи были бесформенные холщёвые сумки, украшенные символом мира, они слушали Битлз и психоделическую музыку. Я был хиппи, по примеру своих старших братьев и сестер, и я боялся всего на свете...» [4]

На стареньком автомобиле Rambler American, купленном отцом, Каурисмяки всей семьёй путешествуют по Европе и даже совершают поездку в Крым. По словам самого Аки, это путешествие расширило его "романтико-патриотическое восприятие мира".

Мы ни разу не прожили много лет на одном месте, так что я в действительности ниоткуда особенно не происхожу... Я просто пытаюсь прикрыть свои деревенские корни, снимая городские фильмы...» [2]

Начиная с детских лет, главной страстью Аки были книги. Читать он начал рано, с четырёх лет и, уже учась в школе, нередко прогуливал уроки, чтобы в это время прочитать очередную книгу, взятую в школьной же библиотеке. Музыкальные пристрастия Аки сформировались во многом благодаря Харри Марстио, с которым он жил по соседству в Куусанкоски. Позднее песни самого Марстио прозвучат в фильмах Каурисмяки "Преступление и наказание" (1983) и "Тени в раю" (1986).

В 1973 году Аки заканчивает среднюю школу в городке Канкаанпяя. К этому времени он начинает всерьёз интересоваться кино, становится активным членом киноклубов. Он смотрит по пять-шесть фильмов каждый день, восхищается Годаром, Бунюэлем, Одзу... [5]. Но поступить в киношколу не удаётся, его "прокатывают" на экзаменах как "слишком большого циника" [3]. Аки поступает в университет Тампере на факультет журналистики, но, проучившись два года, решает уехать.

Однажды я собрал свои вещи, которые помещались в то время в два пластиковых пакета, прыгнул в поезд и отправился в Хельсинки, искать какую-нибудь работу...» [4]

Ему довелось поработать грузчиком, рабочим на стройке, оператором в типографии, почтальоном, художником, журналистом, мойщиком посуды в стокгольмском ресторане.

В 1981 г. Аки вместе с Паули Пентти пишет сценарий для фильма «Лгун», дипломной работы своего брата Мики, который к тому времени закончивает киношколу в Мюнхене.  Вместе с братом они основывают кинокомпанию "Villealfa", названную в честь фантастического фильма Жана-Люка Годара «Альфавиль». Первым детищем свежеиспеченной фирмы становится документальный опус о гастролях трех финских рок-групп по окрестностям озера Саймаа. С тех пор Аки навечно привязан к такому специфическому и экстравагантому музыкальному явлению, как финский рок. Позднее, в 1986-м, с короткометражного фильма "Рокки-6" начнётся сотрудничество с культовой группой "Ленинградские ковбои" (в то время - "Sleepy Sleepers"), гордо носящей статус "худшей рок-группы в мире".

В начале 80-х Аки пишет сценарии для двух дебютных фильмов старшего брата Мики («Лжец» (1981) - объяснение в любви годаровскому «На последнем дыхании» и гангстерский «Никчемные» (1982), которые критика сравнила с дыханием свежего ветра). Эти фильмы отмечены также и его актёрскими работами. Позднее Аки участвовал в написании сценария фильма брата «Клан. Рассказ о лягушках» (1984) и диалогов в фильме «Россо» (1985).

Игровым дебютом Аки в режиссуре становится модернизированая версия «Преступления и наказания» (1983).

Как-то я прочёл интервью Хичкока, где он говорит, что никогда не сможет прикоснуться к этой книге. И я подумал: "Хорошо, я покажу тебе, старик". Позже я понял, что он был прав. Но я был молод и это меня извиняет...» [6]

Первый фильм Каурисмяки имел очень большой успех в Финляндии, кинокритики и публика с нетерпением ждали следующей картины молодого режиссёра. Однако Аки опять удалось всех удивить - в 1985 году он снимает абсурдистскую трагикомедию "Союз Каламари", самый что ни на есть crazy из его фильмов. А затем вновь возвращается к опыту литературной адаптации в фильме "Гамлет идёт в бизнес" (1987), перенеся классическую трагедию в современный мир большого бизнеса. "Я - шизофреник. Я делаю то серьёзную картину, то что-то из области "ни в какие ворота не лезет", а потом возвращаюсь обратно", - говорит режиссёр.

В 1986 году Каурисмяки снимает свой первый "классический" фильм - "Тени в раю", положивший начало "трилогии лузеров", в которую вошли также "Ариэль" (1988) и "Девушка со спичечной фабрики" (1990). Благодаря этим фильмам имя Аки Каурисмяки становится известным в Европе. С начала 80-х годов уже пятая часть всей кинопродукции Финляндии подписана фамилией Каурисмяки.

Начиная с 1981 года Аки снял 20 полнометражных художественных и документальных фильмов, его короткометражки были включены в киноальманахи (один из них - "У каждого своё кино" - был снят к 60-летию Каннского фестиваля). Главный герой его фильмов почти всегда это прирождённый аутсайдер, который теряет всё, но находит в себе силы подняться. Он бежит к свободе и эта свобода может быть где угодно - в Эстонии, Мексике, Сибири, но - за пределами Финляндии. Актёрский ансамбль в фильмах Аки Каурисмяки практически неизменен.

Хороших актеров в Финляндии не так много, если они кажутся мне убедительными и хорошо вписываются в сюжеты моих фильмов, то зачем их менять?.. Я всегда говорю актерам, что они могут произносить текст как хотят, но никогда не должны кричать и должны проговаривать диалоги, точно следуя тому, как они написаны...» [2]

На его режиссёрский стиль повлияли такие режиссёры как Жан-Пьер Мельвиль, Робер Брессон, Луис Бунюэль, Ясудзиро Одзу, Акира Куросава. Каурисмяки опирается на неброскую актерскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы имеют тонкий изящный юмор, отдаленно напоминающий юмор в фильмах Джима Джармуша, который, кстати, играл камео-роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». Джармуш, в свою очередь, взял актёров, игравших до этого только у Каурисмяки (Матти Пеллонпяя, Кари Вяянянен и Сакари Куосманен), на роли в своём фильме «Ночь на Земле».

На сегодняшний день является самым знаменитым и почитаемым режиссером Финляндии, давно завоевавшим во всем мире статус культового. Ретроспективы его фильмов проходят по всему миру.

Он совладелец бара “Москва”, нескольких ресторанов и кинотеатра “Андорра” в Хельсинки. Аки является одним из основателей фестиваля Midnight Sun (Соданкюля), единственного в мире кинофорума, проходящего за полярным кругом.

Начиная с 1989 года, каждую осень, Аки вместе с женой Паулой Ойнонен и своими собаками отправляется на полгода в Португалию, где у него дом в Виана-ду-Каштелу, мастерская, сад и виноградник. Возвращаясь в Финляндию, живёт в своём доме в Карккиле, небольшом городке в 65 км от Хельсинки.


[1] Сам Аки, правда, утверждает, что это произошло в Хювинкяя (Hyvinkää) (см. Peter von Bagh, «Aki Kaurismäki»,  Cahiers du Cinéma, 2006)
[2] Андрей Плахов, Елена Плахова, «Аки Каурисмяки. Последний романтик»
[3] Peter von Bagh, «Finnish Cinema», in Guide to the Cinema of Sweden and Finland (Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2000).
[4] Peter von Bagh, «Aki Kaurismäki»,  Cahiers du Cinéma, 2006
[5] Как признаётся сам Аки, большую роль в его "кинообразовании" сыграла книга "История кино" (Peter von Bagh, «Elokuvan historia», 1975), купленная старшим братом Микой.
[6] Jonathan Romney, "The Kaurismäki Effect", Sight and Sound , Vol. 7, No. 6, 1997
фразы

РЕЖИССЕР И ВЛАСТЬ

Аки Каурисмяки прожил первые двадцать пять лет своей жизни в Финляндии, когда страной руководил президент Урхо Кекконен и продемонстрировал свое уважение к этому человеку, прикрепив его фото во всех мыслимых и немыслимых местах: на своем рабочем столе и стене ночлежного дома в фильме «Ариэль». А в Финляндии при президентах, следующих за Кекконеном (Койвисто и Ахтисаари), режиссер чувствует себя чужим. Получив приглашение в президентский дворец на традиционный праздник в честь Дня независимости, он отказался от этой чести с извинениями в таком духе:
«Сожалею, но сейчас я в отъезде в пригороде».
 (президенту Койвисто)
«Боюсь, что на то же время назначен хоккейный матч».
(президенту Ахтисаари, Helsingin Sanomat/Nyt-liite, 26.02 - 04.03.1999 г.).

ДВА ВОПРОСА ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ

Вопрос: Ты экзистенциалист?
Каурисмяки: Не знаю. Наверняка нет, так как это доказало бы, что Сартр им не был.
Вопрос: Ты рассказываешь о себе самом в фильмах?
Каурисмяки: Во мне 60% экзистенциалиста, 20% коммуниста, 10% экологиста, симпатизирующего левым, 10% анархиста, а остальное – вода и обычный социал-демократ.

(1988 год)

фотогалерея
награды
 
1984 Jussi — "Преступление и наказание".
1987 Jussi — "Тени в раю".
1989 FIPRESCI Prize — "Ариэль"
1990 Interfilm Award — "Девушка со спичечной фабрики" (Berlin International Film Festival); OCIC Award — Honorable Mention — "Девушка со спичечной фабрики" (Berlin International Film Festival)
1991 Jussi — "Девушка со спичечной фабрики"
1991 Pro Animalia – премия федерации защиты животных.
1992 FIPRESCI Prize — "Жизнь богемы" (Berlin International Film Festival)
1993 European Silver Ribbon; Jussi — "Жизнь богемы"
1994 Pro Finlandia medal.
1995 Jussi — "Береги свою косынку, Татьяна"
1996 Prize of the Ecumenical Jury — Special Mention — "Вдаль уплывают облака" (Cannes Film Festival); Audience Award — "Вдаль уплывают облака" (São Paulo International Film Festival)
1997 Jussi — "Дрейфующие облака"; Import Award — "Дрейфующие облака"(Tromsø International Film Festival)
1999 Lifetime achievement award  (Gijón International Film Festival)
1999 Государственная премия за достижения в области кинематографии.
1999 C.I.C.A.E. Award — "Юха" (Berlin International Film Festival)
2001 Topelius prize - (Хельсинское общество защиты животных)
2001 Французский орден Почетного Легиона
2002 Luis Buñuel Prize (Huesca Film Festival)
2002 Grand Prize of the Jury — "Человек без прошлого" (Cannes Film Festival); Prize of the Ecumenical Jury — "Человек без прошлого" (Cannes Film Festival); Grand Prix — "Человек без прошлого"(Flanders International Film Festival); Douglas Sirk Award (Hamburg Film Festival); Audience Prize of the "Lübecker Nachrichten" — "Человек без прошлого"; Nordic Council's Film Prize — "Человек без прошлого"; FIPRESCI Film of the Year — "Человек без прошлого" (San Sebastián International Film Festival)
2003 Golden Kinnaree Award — "Человек без прошлого" (Bangkok International Film Festival); Jussi — "Человек без прошлого"; FIPRESCI Prize — "Человек без прошлого" (Palm Springs International Film Festival)
2003 премия Amnesty International за деятельность по защите прав человека
2004 Special Award — Best Duo: Director — Cinematographer
2006 Baltic Star Prize за развитие гуманитарных контактов в Балтийском регионе.
2006 Lifetime achievement award (Tallinn Black Nights Film Festival)
2006 Premio Fiesole Maestri del Cinema (Премия Мастеров кино Фьезоле)
2006 Jussi — "Огни городских окраин"
2007 Honorary creative excellence award (Reykjavik International Film Festival)
2007 Pier Paolo Pasolini prize (Il Cinema Ritrovato film festival)
2008 Президент Финляндии Тарья Халонен присваивает Аки Каурисмяки звание академика финской Академии искусств
2011 FIPRESCI Prize — "Гавр"
2012 Friedrich Wilhelm Murnau Filmpreis
2016 Le Carrosse d'Or ("Золотая Карета") — награда Ассоциации французских кинематографистов (Каннский кинофестиваль).
2017 "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру (фильм "По ту сторону надежды").
2017 Премия мира "Мост" на Мюнхенском кинофестивале (фильм "По ту сторону надежды").
2017 FIPRESCI Film of the Year — "По ту сторону надежды" (San Sebastián International Film Festival)