Девушка со спичечной фабрики
год | 1990 |
страна | Финляндия, Швеция |
оператор | Тимо Салминен |
музыка | Reijo Taipale, The Strangers, Mauri Sumén, The Renegades, Melrose |
производство | Villealfa Filmproductions Oy, Svenska Filminstitutet |
время | 69 мин |
рейтинг IMDb | |
торрент | рус. перевод, субтитры, ориг. аудиодорожка, 1.37 GB |
Третья часть «пролетарской трилогии» Каурисмяки, начатой фильмами «Тени в раю» и «Ариэль». Некрасивая Ирис работает на конвейере на спичечной фабрике. Все деньги она отдает матери и отчиму, и ее единственным развлечением является местная дискотека, где ее никто не приглашает танцевать. Однажды она делает попытку разорвать этот порочный круг...
Кати Оутинен
Элина Сало Эско Никкари Веса Вьерикко Силу Сеппяля Рейо Тайпале Марья Паккален |
/Kati
Outinen/ /Elina Salo/ /Esko Nikkari/ /Vesa Vierikko/ /Silu Seppälä/ /Reijo Taipale/ /Marja Packalén/ |
Несколько лет назад много писали о том, что в финском кино нет хороших историй. Я ответил, что фильм можно сделать о чем угодно, хоть о спичках. Откуда они берутся, где их делают? Без сомнения на спичечной фабрике. Кто их делает? Возможно, молодая женщина. Куда она идет после работы? Наверное, домой. И что она там видит? Может быть, мерзкого отчима. Это была основа, по которой мы сняли начальные сцены. А потом мне пришла в голову идея использовать сказку Ганса Христиана Андерсена. Я не нашел нигде книгу его сказок, поэтому доверился своей памяти о том, что мне читали, когда мне было четыре года».
Ставить «Девушку» было чрезвычайно легко, она была снята за пару недель где-то на заднем дворе в центре Хельсинки, с тремя актерами — более или менее в пределах обычного рабочего дня...
Несколько лет назад много писали о том, что в финском кино нет хороших историй. Я ответил, что фильм можно сделать о чем угодно, хоть о спичках. Откуда они берутся, где их делают? Без сомнения на спичечной фабрике. Кто их делает? Возможно, молодая женщина. Куда она идет после работы? Наверное, домой. И что она там видит? Может быть, мерзкого отчима. Это была основа, по которой мы сняли начальные сцены. А потом мне пришла в голову идея использовать сказку Ганса Христиана Андерсена. Я не нашел нигде книгу его сказок, поэтому доверился своей памяти о том, что мне читали, когда мне было четыре года».
После того как было решено, что фильмов будет три, я построил последний из них таким образом, чтобы он стал заключительной главой. «Девушка со спичечной фабрики» — фильм грустный, но в то же время в некотором смысле благополучный. Его финал — это не печальный конец, по крайней мере, как я это вижу. Девушке удалось освободиться от общества, и это — положительный факт. Меня забавляет реакция зрителей: когда я прошу у тех, кто смотрел фильм, пересказать его содержание, все мне говорят: девушка убила четырех человек и попала в тюрьму. Однако я этого не говорил, я этого не показал... Я вижу все не так: она не совершает ни одного убийства, такая доза крысиного яда не убьет никого, а люди, появляющиеся в конце, которых зритель считает полицейскими, на самом деле — дядя и двоюродный брат девушки, они показывают ей фото новорожденного и везут ее на пикник за город. На основе кадров фильма ни один суд не сможет доказать, что она убивает тех четверых. Это зритель совершает четыре убийства за семьдесят минут и отправляет героиню в тюрьму...
- "Ирис, пленница Земли" /Жаки Лавозель, Artgitato
- "Норма. Женское" /Игорь Манцов, Kinoart.ru
- "Короткий фильм об убийстве" /Борис Белокуров, InterMedia
- "Финская Локуста или 68 ответов на вопросы о спичках" /Kasablanka, kinopoisk.ru
...Ирис не может обрести смысла в опустошенном существовании, в пространстве культуры, которая продолжает создавать ценности, лишенные смысла. Таким образом, девушка реагирует на всеобщее «предательство» и убивает всю свою семью, не имея намерения наказать тех, кто ее оскорбил, а потому, что все вещи потеряли смысл и убивать становится «легко», неважно, к каким социальным последствиям приведет этот поступок. Насилие, которое она будет испытывать в тюрьме, по сути, не отличается от того, что она испытывала на воле; к тому же ее тело стало апатичным, непослушным, неспособным выражать чувствительность и нежность. Ее потеря себя как визуальной формы для общения, как источника посылаемых другому сигналов, в субъективном плане сопровождается ощущением бесполезности собственного бытия в мире. Экзистенциальное усилие становится настолько непереносимым, что, разрушая общепризнанную высшую святыню — жизнь человека, индивидуум вступает в последнюю игру с миром, чтобы потом расслабиться в безразличии к собственной судьбе... / Angelo Signorelli, "L'Economia della solitudine"
...Я в восторге от замечательного беглого стиля Аки Каурисмяки, от ощущения обрывочности и неполноты, делающего его историю такой удивительной. Но особенно я оценил сдержанный юмор фильма, его жестокую иронию; то, как он подчеркивает комичную сторону банальных ситуаций, силу мелочей. В этом есть что-то от поэзии. / Луи Маль