на главную   фильмы

У каждого своё кино

Станислав Никулин  |   kinomania.ru

К 60-летнему юбилею авторитетнейшего европейского кинофестиваля в Каннах было решено (идею предложил бессменный президент смотра Жиль Жакоб) осчастливить зрителя очередным киноальманахом, собравшим под свои знамёна 33-х всемирно известных режиссёров из 25 стран и 5 континентов. Центральный символ всех новелл – кинозал, место, где ежедневно миллионы зрителей находят то, что искали для себя, выбирая из богатого репертуара своё кино.

Разбирать подобные мастер-классы по косточкам, пытаясь анализировать каждую пятиминутку, задача благородная, благодарная, выполнимая, но совсем необязательная. Магия таких творческих «сборищ» обнаруживает себя не в отдельно взятой новелле, а на финальных титрах, когда киноманское удовольствие от просмотра достигает своего пика, и уже совсем не важно, помнишь ли ты очередность увиденных мини-историй или имена большинства участников проекта. «У каждого своё кино» – как сеанс одновременной игры с любимыми режиссёрами, полнометражные работы которых приходится ждать годами. Понятно, что для них такие зарисовки не более чем ремарка, приятное дуракаваляние в обеденный перерыв, но одно дело, когда очередная киномозаика из пяти или даже десяти кусочков складывается, и совсем другое – из тридцати трех. Количество в качество тут не переходит, потому как качество работ в данном случае априорно, но за счёт количества качество к абсолюту стремится, с учётом яркой индивидуальности каждого режиссёра.

К заданным условиям авторы отнеслись по-разному, что, в принципе, вполне очевидно. Но для зрителя именно в этой разности всё и сконцентрировано. Когда на всё про всё не более пяти минут – любая мелочь в кадре на вес золота. Порой именно в подобных этюдах на тему режиссёрская философия всеми цветами радуги играть начинает. Далеко идущих выводов делать не стоит, но на заметку кое-что взять определенно можно. Ларс фон Триер (новелла «Профессии») и Дэвид Кроненберг (новелла «Самоубийство последнего еврея в последнем кинотеатре на земле»), скажем, вполне программные заявления сделали: первый про критиков, зрителей; второй про кинематограф как таковой.

Нужны ли такого рода киноальманахи? Конечно нужны! Плюсы очевидны, а минусы, пожалуй, и вовсе отсутствуют. Главное, чтобы состав не подкачал. С этим у проекта Жиля Жакоба полный порядок, лучше и представить сложно. Название тоже в точку. Кино у каждого и, правда, своё: у зрителей, у режиссёров. Смотри, выбирай. Пустое уйдёт и забудется, настоящее – осядет в памяти и страницах энциклопедий. По сути, киноальманах «У каждого своё кино» таковой энциклопедией и является.

 

Оставить комментарий