«Юха» Аки Каурисмяки
Без сомнения один из самых интересных фильмов Московского кинофестиваля, внеконкурсных, конечно: "Юха" ведь уже была в Берлине (кажется впервые Каурисмяки выставил(и?) свое кино на фестиваль). Подозреваю, что в Москву фильм попал скорее стараниями Наума Клеймана, чем организаторов фестиваля. Потому и показали его один только раз в небольшом зале Музея кино. Тех, кто не попал, можно утешить – Клейман обещал организовать еще один показ.
Финны при всей своей географической
близости к нам остаются существами крайне загадочными. И до конца нам их,
конечно, не понять. Мы не знаем, что такое для финна повесть "Юха"
писателя Юхани Ахо. По-видимому что-то вроде "Бедной Лизы" Карамзина. У
итальянцев я знаю точный аналог – "Обрученные" Мандзони (I promessi
sposi). Входит в школьные программы, стоит у всех дома на полке. Но
нюансы... – не понять их чужеземцу! И чего у Каурисмяки больше – иронии
над скучным официальным столпом-основателем отечественного fiction, либо
семейственно-нежного отношения к национальной литературе и типажам – не
понять русскому, хотя самогон он хлещет не хуже финна.
Зная
приверженность братьев Каурисмяки к стебу, к его особой финской
разновидности, дико странной, тонкой и щемящей, понимаешь, что речь не
идет просто о стилизации. Хотя все правила соблюдены – фильм черно-белый,
немой (с текстовыми вставками), озвучен оркестром. Короче, см.
предшественников – M.Stiller, 1920; N.Tapiovaara, 1937; T.Sarkka, 1956
(первых двух также показывают в Музее кино). Но быстро проявляются
маркированные иронизмы – наслаивание эпох (печка и microwave, радиола и
компьютер), музыкальные цитаты и комические выверты (лично я уверен, что
для сцены в публичном доме взяли Нино Рота), озвучены отдельные звуковые
элементы (хлопок дверью, точильный станок). В музыкантах, конечно,
проглядывают Ленинградские ковбои. В этом удивительно сходство с одним
нашим фильмом – "Окраиной" Петра Луцика. Приблизительно одинаковое время
создания картин не позволяет строить гипотез о заимствованиях, что и к
лучшему (но сходство в отдельных местах, конечно, разительное – звериная
настойчивость и кровожадность мстителя, вездесущий мотоцикл с коляской,
еще кое-что). И ведь "Окраина" тоже совсем не прямолинейна, хотя ее в этом
и упрекали отдельные ревнители социального мира и благополучия.
И
тут напрашивается самый любопытный вывод из всего фильма. Весь "Юха"
становится подтверждением собственных слов Аки Каурисмяки о том, что мы
никогда не вернемся к тому, с чего начали, ибо с появлением звукового кино
сюжеты потеряли свою чистоту, а кино свою суть – невинность.
Невинность балаганного зрелища начала века – да, кино ее потеряло
довольно быстро, приобретя к середине века многое другое. Сейчас, увы, не
остается почти ничего – мы равно далеки от Люмьеров и Бунюэля, от Большого
кино середины века остались карикатурные Антониони и Бертолуччи.
Каурисмяки, похоже, имеет это в виду. Глядишь, и "маятник, качнувшись
вправо, качнется влево".
июль 1999