на главную   фильмы

Сентиментальный, но не слезливый. «Опавшие листья» излучают волшебное сияние сказки

Джон Пауэрс  |  National Public Radio  |  27.11.2023

Большинству режиссеров требуется время, чтобы раскрыть свою творческую индивидуальность. Но есть несколько мастеров — таких, как Жан-Люк Годар, Вонг Кар Вай или Уэс Андерсон, — которые, кажется, едва выйдя из утробы матери, уже точно знали, для каких фильмов они рождены. Их видение настолько самобытно, что с самого начала каждый кадр их работ несет на себе их подпись.

Одним из таких является и Аки Каурисмяки, 66-летний финский режиссер, величайший мастер кинематографической лаконичности — он считает, что ни один фильм не должен длиться более полутора часов. С тех пор как четыре десятилетия назад Каурисмяки появился с потрясающей экранизацией «Преступления и наказания», которая длилась целых 93 минуты, он создает драматичные, забавные и одновременно поэтичные фильмы, которые обычно начинаются печально, а заканчиваются воодушевляюще.

Ярким примером может служить его последний фильм «Опавшие листья», который международная группа кинокритиков FIPRESCI признала лучшим фильмом 2023 года. Фильм длится 81 минуту и рассказывает простую историю, от которой веет волшебством сказки.

Сцена из фильма «Опавшие листья»

Кадр из фильма «Опавшие листья»

«Опавшие листья», действие которых разворачивается в современном Хельсинки, представляют собой меланхоличную романтическую комедию о двух одиноких душах, которые бредут по жизни как лунатики, занимаясь монотонной, рутинной работой. Замечательная Алма Пёюсти проникновенно играет Ансу, 40-летнюю женщину, которая работает за крохотную зарплату в супермаркете, где к своим сотрудникам относятся как к ворам.

Каждый вечер Анса возвращается домой, в свою квартиру, где по радио передают либо ужасные новости из Украины, либо популярные песни, которые рассказывают о мире, более богатом и ярком, чем ее собственный. Те же новости о страданиях и беженцах слышит и Холаппа (Юсси Ватанен), строительный рабочий средних лет, из-за депрессивного пьянства меняющий одну работу за другой.

Эти двое впервые встречаются в караоке-баре, который мог бы появиться в каком-нибудь фильме Дэвида Линча. В конце концов, они идут — что вполне уместно — на фильм о зомби и, хотя они почти не разговаривают, находят общий язык. Пока не ясно, получится ли у них что-то. Анса не любит пьяниц — ее отец и брат были алкоголиками, а Холаппа ещё не видел стакана, который бы он не допил. Естественно, ее отталкивает его почти самодовольное пьянство. Когда ее подруга Лиза заявляет: «Все мужчины — свиньи», Анса не соглашается. «Свиньи, — говорит она, — умные и отзывчивые».

Подобно своему кинематографическому кумиру Роберу Брессону, Каурисмяки проникает в суть вещей с помощью четких и лаконичных кадров, насыщенных цветовых решений и монтажа, такого плотного, что можно танцевать под его ритмы. В «Опавших листьях» нет ни грамма лишнего, невозмутимые реплики героев отличаются точностью Сэмюэля Беккета, а актерская игра намеренно сдержанна.

В начале своей карьеры работы Каурисмяки были слишком хипстерскими, как будто он хотел прослыть самым крутым финном в мире. С годами его творчество стало вдохновляться чем-то более гуманным — искренним сочувствием к обездоленным и забытым, будь то безработная пара в фильме «Вдаль уплывают облака» или африканские иммигранты без документов в «Гавре». Хотя «Опавшие листья» — это, по общему мнению, не политический фильм, в нем ярко показана издевательская, убивающая душу рутина работы, выполняемой миллионами и миллионами анс и холапп, опавшими листьями общества, которых кружат ветры судьбы.

Сцена из фильма «Опавшие листья»

Кадр из фильма «Опавшие листья»

Куда эти ветры занесли Ансу и Холаппу, я раскрывать не буду. Скажу лишь, что их история завершается прекрасным финалом и остроумной шуткой. "Опавшие листья" - небольшой фильм, но, как показывает Каурисмяки, небольшим может быть фильм, но не стремление его героев к любви.

Подготовка текста: Тимофей Шаблан, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий