Большие маленькие люди Аки Каурисмяки

Кадр из фильма «Вдаль уплывают облака».
Известный своими редкими, но меткими высказываниями, режиссер Аки Каурисмяки для одних - синоним ругательства, а для других — финский режиссер международного уровня. Он как-то признался в 90-е года во времена депрессии, что ему приходилось снимать «фильмы о рабочих», потому что Ристо Ярва и Микко Нисканен были уже покойниками: «Кому-то же нужно было их снимать». Если всерьез задуматься над стилистическими особенностями фильмов «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики», то в них можно найти и колкую сатиру трагикомического юмора Ярва, и суровый реализм Нисканена. Тем не менее, Каурисмяки создает свои неповторимые развязки сюжетов, которые уже стали его визитной карточкой.
Пересмотрел фильм «Вдаль уплывают облака»(1996). Это, своего рода, конечная станция в выражении минимализма и сокращения. Маленьким людям, переживающим кризис в Финляндии, придается такая ценность, что тема и средства выражения достигают предела.
Главные герои фильма «Вдаль
уплывают облака» - знакомые по кризису 2010 года - люди, оказавшиеся на
обочине жизни - уволенный водитель троллейбуса Лаури (Кари Вяянянен) и бывший
метрдотель Илона (Кати Оутинен). В жизни пары и помимо безработицы хватает
неприятностей. Сын (ребенок на фотографии - Матти Пеллонпяя, которой
первоначально должен был играть в фильме главную роль) похоронен в Хиетаниеми,
куда Илона, не скрывая горя, отправляется с букетом цветов.
Фильм начинается в ресторане «Дубровник», который
должны со дня на день закрыть. Повар Лаюнен (Маркку Пелтола) впадает на кухне в
белую горячку, а метрдотель Илона пытается помочь портье Мелартину, уже раненому
в руку кухонным ножом повара. Вскоре дух единения уволенных становится так же
крепок, как в прошлые времена дух солидарности трудового народа: Лаюнен на
следующий день приходит на работу другим человеком, и отдает долг. Интересно то,
что мелкий предприниматель - владелец ресторана (Элина Сало) тоже идентифицирует
себя с маленькими людьми. Общими для всех врагами становятся безликое банковское
учреждение и бесконечный ремонт, которые заставляют людей плыть по течению и
полагаться на волю случая. Но в этом фильме из течения удается вырваться
совместными усилиями, хотя Лаюнену и приходится делать это с перерывом на
Кюлясаари
[1].
«Вдаль уплывают облака» показывает, что маленькие люди
достойны уважения по многим причинам. Безработный - это не безликая единица,
бездельник и обманщик. Бедный человек может быть благородным. Бедность,
страдания и другие лишения действительно могут стать единственными критериями
оценки человека в этом потребительском раю. Чем сильнее маленький человек, тем
выше его моральный дух. Или тем более здоровой является его эмоциональная жизнь.
Радость еще приносит новый телевизор, за его пределами - горе. Каурисмяки своим
аскетичным стилем приближается к библейским границам. Дальше идти нельзя, потому
что толпа засмеет, и никто даже не задумается над тем, чтобы плакать. Но этого
не случится, и в этом смысле фильм - банально показывает голую правду. Для
большинства.
С точки зрения единства формы и содержания
«Вдаль
уплывают облака» приближает оптимистичную утопию объединения масс или
трудящихся. В конце фильма открывает свои двери ресторан «Труд» - открытый
совместными усилиями уволенных людей. Помимо дорогих закусок он предлагает и
простые блюда, потому что «рядом работают строители», как твердо заявляет Илона.
Постоянно приходят новые посетители и телефон звонит: «Борцы за права рабочих
города Хельсинки заказывают столик на вечер», объявляет Лаури своей жене. В
глазах гордость.
Нет сомнения, на чьей стороне
Каурисмяки. И кто бы еще в Финляндии делал бы фильмы для людей, выброшенных на
обочину жизни...
Перевод с финского: бюро переводов Profalians, специально для сайта aki-kaurismaki.ru