Аки Каурисмяки: «Не вижу причин оставаться оптимистом»
Вы уже
многие годы
живете в
Португалии. Что
Вы можете
сказать о
влиянии текущего
кризиса на
местную
киноиндустрию?
Я почти ничего
не знаю об этом.
Я турист в этой
стране, по
прошествии
двадцати пяти
лет я все еще
турист. У меня
мало связей с
португальским
кино, так что Вы
задали этот
вопрос не по
адресу. Конечно
же, они
сталкиваются с
теми же
проблемами, что
и серьезный
кинематограф в
любой другой
европейской
стране. Они
делают вид, что
их кино –
искусство, но с
финансовой точки
зрения стремятся
копировать
Голливуд. Этого
требуют
инвесторы, везде
одно и то же.
Кроме того, все
эти фонды, на
организацию
которых тратится
больше денег,
чем на само
кино. Се ля ви.
Думаю, кино, как
и весь мир,
скатывается в
дерьмо и может
быть уничтожено
вместе с ним.
Мне бы хотелось
оставаться
оптимистом, но я
не вижу ни одной
реальной причины
для этого.
Что нового
Вы открыли для
себя в
Португалии в
сравнении со
своей родиной –
Финляндией? Что
она изменила в
Вашем
художественном
видении?
Я чувствую себя
свободным… Не
знаю, что
изменилось, я
счастлив там.
Прежде чем я сам
покинул
Финляндию, все
мои персонажи в
концовках
фильмов уезжали
оттуда. А затем
их примеру
последовал и я.
Но мой герой
остался в
фильме. Под
названием
«Пытка».
Если бы
Вам пришлось
снимать фильм в
Италии, что бы
легло в его
основу?
Как и всегда –
люди. Мужчины и
женщины везде
одинаковые. Люди
есть люди, где
бы ни жили.
Страны их не
меняют. Язык
другой, но
проблемы все те
же: любовь,
ненависть и
экономика.
Вы
готовитесь к
реализации
каких-либо новых
проектов?
Я знаю, где
поймаю следующую
рыбу и срежу
следующие грибы.
Ближайшие два
года – никаких
планов. Я слегка
переработал в
девяностые,
поэтому до сих
пор
восстанавливаюсь.
Пять фильмов в
год никому не
даются легко,
особенно если ты
и сценарист, и
продюсер, и
монтажер, и
режиссер, и так
далее. Так что я
взял передышку
на два года. Что
случится потом,
не знаю. Если
вообще случится.
Вы
по-прежнему без
ума от рока?
Какие у Вас
остались
воспоминания о
Джо Страммере,
фронтмене The
Clash, который
появляется в
Вашем фильме «Я
нанял убийцу»?
Сейчас я в
основном слушаю
танго, блюз и
фаду.
Португальский
фаду, танго и
блюз – три моих
любимых стиля.
Еще
ритм-энд-блюз.
Рок-н-ролл тоже
ничего, но с
уклоном в блюз.
Как друг он был
сама доброта… В
нем чувствовался
стиль.
Что
случилось с
«Ленинградскими
ковбоями»,
которые снялись
в трех Ваших
фильмах?
Они до сих пор
существуют, но
теперь это
совершенно
другие люди в
сравнении с
составом,
снявшимся в моих
фильмах. Это
группа, члены
которой
постоянно
меняются. Из
нынешних я знаю
только их
лидера, он все
еще играет, все
остальные уже
сменились. Когда
я последний раз
о них слышал, у
них был тур по
Болгарии.
Вы часто
нелестно
отзываетесь о
Брэде Питте,
игра которого
явно не приводит
Вас в восторг.
Кто Ваши любимые
актеры?
Нет, нет,
вообще-то, он
мне нравится,
ведь он умеет
играть. То же
можно сказать
обо всех этих
простаках янки–
они хотя бы
умеют играть.
Уже неплохо. Но
сравните его с
Кэри Грантом –
разница весьма
ощутима. Взять
того же Джона
Уэйна, который
как человек
страдал всем
этим
праворадикальным
бредом, но он
умел играть. Он
мог одновременно
идти и жевать
жвачку. Ричарду
Гиру такое уже
не под силу. Как
и… Есть еще один
идиот, с
внешностью
бойскаута, он
еще всегда
прыгает и
бегает. Как же
зовут этого
идиота? Том Круз,
точно. И еще
один – Харрисон
Форд. Ну и
Ричард Гир. Вот
такая троица.
Если вы сравните
их с Богартом,
Кэри Грантом и
Джоном Уэйном,
то увидите, что
стало с
американским
кино. Это
современные
«звезды», и
никто из них
даже не может
одновременно
идти и жевать
жвачку. А те
действительно
умели играть.
Что Вам
известно о
современном
итальянском
кино?
Недостаточно
много. Я,
конечно, смотрю
фильм здесь,
фильм там, но
куда лучше
разбираюсь в
старом
итальянском
кино. За
современным я не
особо слежу, к
сожалению. Я
знаю историю
итальянского
кино, насколько
это возможно,
ведь нацисты
вывезли в 1945
г. большинство
копий. Немая
эпоха
практически
утрачена, но я
видел все то,
что у меня был
шанс посмотреть.
Очень хорошо
знаю эпоху
неореализма и
период примерно
до конца 60-ых
годов. Мне
известно
итальянское кино
до «Амаркорда».
До него, начиная
с 1932 г., я
знаю более-менее
все. Но после
идут темные
области, в
которых меня
никак не назвать
экспертом. Фильм
здесь, фильм там
– это, конечно,
не знание.
Я с
удовольствием
приезжаю в
Италию вновь и
вновь. Мне
нравится здесь
все, за
исключением… за
исключением «Форца
Италия» и
Берлускони.
Нравятся еда,
напитки и
отношение к
жизни,
одновременно
легкомысленное и
серьезное.
Русский перевод: Игорь Васильев, специально для сайта
aki-kaurismaki.ru
Все права на все текстовые, фото-, аудио- и
видеоматериалы, размещенные на сайте,
принадлежат авторам или иным владельцам
исключительных прав на использование
этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский
язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на
//aki-kaurismaki.ru обязательна.