на главную

Андрей Плахов отвечает на вопросы посетителей сайта aki-kaurismaki.ru

Если представить книгу о современном кинорежиссере, который, будучи культовым, остается почти незаметным; который принес славу своей стране, но предпочитает другую, на противоположном краю Европы; который оказывается центральным персонажем собственных фильмов, появляясь в них только изредка и мимолетно; который принадлежит к племени "проклятых поэтов" и "последних романтиков", никогда не принимая поэтической или романтической позы, - это была бы книга об Аки Каурисмяки».

А.Плахов, Е.Плахова, из предисловия
к книге «Аки Каурисмяки. Последний романтик»

– Здравствуйте, Андрей! Расскажите, пожалуйста, как состоялась ваша первая встреча с Аки Каурисмяки? И второй вопрос. Может быть, Вы знаете, где можно увидеть работы жены Аки - Паулы Ойнонен? Пишет ли она до сих пор и выставляется ли где-нибудь?

Андрей Плахов– Мы встретились в городе Глазго в 1989 году на церемонии вручения Призов европейского кино. Была нелетная погода, и мы, вместо того чтобы лететь домой, целую ночь просидели в холле гостиницы с Аки и Кирси Тюккюляйнен, было выпито несчетное количество маленьких бутылочек виски. Мы даже пели песни, и даже на украинском (!) языке. С тех пор Аки всегда встречает меня своей коронной русской фразой: «В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой».

Работы жены Аки мне очень нравятся, особенно картины с собаками. Но мне не удалось приобрести ни одной из них, да и увидеть их непросто.

– Правда ли, что первой, кто поверил в талант Аки, была Кирси Тюккюляйнен и благодаря именно её "подвижнической" деятельности о Каурисмяки узнали за пределами Финляндии?

– В значительной степени так оно и есть. Кирси много сделала для пропаганды нового поколения финских кинематографистов, и в первую очередь – братьев Каурисмяки.

– Аки Каурисмяки не раз в своих интервью говорил, что никогда не хотел стать режиссером, а хотел стать писателем. А у Вас никогда не возникало обратного желания - стать режиссером? Или написать сценарий?

– В юности я написал парочку пьес и сценариев, но гораздо серьезнее оказались мои отношения с поэзией. Я издал книжку стихов, но потом что-то сломалось. От смутного намерения стать режиссером меня отговорил Андрей Кончаловский, когда я, выпускник мехмата Львовского университета, приехал к нему в Москву. Андрей Сергеевич сказал: «Чтобы стать режиссером, нужно одно качество, которым вы, кажется, не обладаете». Я подумал: талант. А он закончил фразу: «Это очень большая наглость». Впрочем, к Каурисмяки это никак не относится, он чрезвычайно скромный человек, хотя и знает себе цену.

– Не могли бы Вы на вскидку составить свой топ-10 (или хотя бы топ-5)) лучших фильмов всех времен - must see от Андрея Плахова? Спасибо.

– Этот список очень условен и все время меняется в моей голове, но в него всегда входят один из фильмов Висконти («Гибель богов» или «Рокко и его братья»), Трюффо («Жюль и Джим») и Тарковского («Зеркало»). Еще – «Затмение» Антониони. Ну и без Бергмана не обойтись. Еще – «Тристана» Бюнюэля. Из старой классики – Хичкок и Ренуар. Из новой – Ханеке и Триер.

– В Вашей книге "Аки Каурисмяки. Последний романтик" опубликованы два сценария и один очень интересный рассказ Аки. Интересно, где он был опубликован первоначально, может быть, у Каурисмяки выходила книга прозы? И второй вопрос, о сценариях. Сам Каурисмяки не раз говорил, что некоторые фильмы он снимал вообще без сценария. Он импровизировал на съемочной площадке, это понятно. А как же актеры, как не имея сценария они могут понять, кого они играют? "Союз Каламари", разумеется, тут не в счет )), речь о других фильмах.

– Насколько я помню, Аки дал нам рассказ специально для нашей книги, возможно, потом он был опубликован по-фински. Насчет импровизации – думаю, актеры понимали Аки с полуслова, как и собаки. У него своя компания артистов, он их редко меняет, практически это семья. 

– Как Вы думаете, образ корабля, отплывающего в Россию (вернее, в Советский Союз) как символ мечты в фильмах Каурисмяки - это, скорее, ирония или в какой-то мере отражает взгляды Аки (по крайней мере, взгляды того времени)?

– Это и романтическая ирония, и левые антибуржуазные взгляды, и еще Таллин (тогда с одним "н") – зов этнически близкой нации. Аки любит и русскую культуру, у него в ранних фильмах звучат Чайковский, Шостакович, Бабаджанян, а первый фильм он снял по «Преступлению и наказанию». 

– А какой у Вас самый любимый фильм Каурисмяки? И как вам "Гавр"? Вам не кажется, что, не смотря на то, что стиль режиссера угадывается, он как-то выбивается из общего ряда его фильмов? Какая-то приторность появилась, на мой взгляд, не свойственная его фильмам ранее.

– Самые любимые – «Тени в раю», «Жизнь богемы», «Человек без прошлого». «Гавр» тоже люблю, хотя понимаю, о чем вы говорите. «Огни городской окраины» были почти беспросветны, в «Гавре» он дал ход назад – в сказку. Это не приторность, это мечта.

– Аки оставляет впечатление очень жесткого, авторитарного человека. Насколько возможны для него доверительные отношения с актёрами (ну, например, дружеские посиделки после съёмок)?

– Нет, он не авторитарен – по крайней мере, в сравнении с другими режиссерами. Может быть жестким, но у него нежная душа. С актерами любит бузить на фестивалях (любил, когда был моложе), а вообще предпочитает проводить нерабочее время с семьей и собаками. Полгода проводит в Финляндии, полгода в Португалии.

– Здравствуйте, Андрей! Вы наверняка слышали о проекте "60 Seconds of Solitude in Year Zero" (фильм, который был показан только один раз в одной точке земного шара, а единственная копия была сожжена)? Может быть, Вы знаете, был ли среди авторов Аки Каурисмяки? Некоторые источники, в частности сайт IMDb.com, утверждают, что да. Другие (Википедия, например), что нет. Вы не поможете внести ясность? И не удалось ли Вам самому посмотреть этот уникальный фильм?

– Нет, я его не видел. Кажется, он был показан в Таллинне на фестивале «Черные ночи», сделан по заказу эстонцев, когда Таллинн был объявлен культурной столицей Европы. Это одноминутные миниатюры известных режиссеров. Что стало дальше с этим проектом, не знаю. 

– Читали ли Вы нашумевшее интервью Каурисмяки "Гардиан" и, если да, то что Вы думаете об этом?

– Для меня в нем нет ничего нового, кроме слов о терроризме, сказанных явно в алкогольно-символическом смысле, не надо их воспринимать буквально как призыв к террору.

– У нас не очень много говорится о правозащитной деятельности Каурисмяки. Если Вам знакома эта сторона его деятельности, расскажите, пожалуйста.

– Не слишком детально, но знаю, что Аки помогает чеченским беженцам в Финляндии и резко критикует политику нашего правительства в Чечне.

– Здравствуйте, Андрей. У Вас замечательная книга об Аки, спасибо Вам большое. Интересно было бы знать отношение Аки к фильму «Окраина» Петра Луцика. И еще, знает ли Аки современных русских режиссеров? Бакур Бакурадзе, Николай Хомерики? Знакомы ли Аки фильмы Алексея Балабанова?

– Уверен, что «Окраина» бы ему понравилась. И «Особенности национальной охоты» Рогожкина. Возможно, и Хомерики. Но не уверен, что он достаточно знает новое русское кино. Вообще он предпочитает классику. 

– Удалось ли Вам посмотреть "Centro Historico"? Если да, то поделитесь, пожалуйста впечатлениями об эпизоде, снятом Аки. Нет ли у Вас информации, когда фильм наконец можно будет увидеть в России?

– Очень милый фильм, а эпизод Аки – абсолютно в его духе, меланхоличный и с юмором. Надеюсь показать картину на ММКФ в программе «Португальская эйфория».

– Здравствуйте! Очень бы хотелось узнать где и когда можно увидеть глубокоуважаемого Аки. Всегда ли он бывает в  Соданкюля?  Может быть, какие-то встречи со зрителями в Хельсинки или других городах Европы?

– Аки старается ездить по фестивалям как можно меньше, но кое-где, конечно, бывает. Последний раз видел его в Локарно, где организовали его ретроспективу. Аки человек настроения и состояния, поэтому, даже когда он уже приехал, нельзя быть уверенным, где и когда его можно увидеть.

март 2013 г.

Оставить комментарий