на главную   публикации

Каурисмяки. Разрушение и созидание

Лариса Йоонас  |   ekranka.ru  

Каурисмяки снимает кино об обыкновенном человеке. Не о маленьком или бедном, а о простом. Человек простой может быть и богат и благополучен, но его взаимодействие с миром происходит напрямую. И мы, как и окружающий персонажи мир, считываем истинные намерения и чувства, не замутненные второстепенными наслоениями.

Многих его героев отличает чистота, простота и непосредственность ощущений. Они могут убивать, продаваться, делать все, что угодно, но это отсутствие промежуточных искажений между ощущением и высказыванием, ощущением и действием — поразительно.

Наверное, этим меня покоряют влюбленные люди, путешествующие практически без изменения из одного фильма Каурисмяки в другой. Эти никогда не любившие, но решившие в одночасье раз и навсегда, и идущие к цели мужчины; они не сомневаются, что выбранные ими женщины последуют за ними куда угодно; женщины и следуют. Это не насилие или принуждение, это любовь. Небесный огонь, поражающий двоих (и мы видим это в их глазах, он поражает и нас), связывает их навсегда. Ни единого слова, ни клятв, ни обещаний, ни залогов, ни доказательств. Отныне и навеки. Женщины, идущие за своими мужчинами куда угодно, даже не спрашивают их, куда они идут. Само собой разумеется, что куда угодно. Отныне и навеки. В эти отношения легко поверить. Такое отныне и навеки было с каждым из нас, но мы были слишком разговорчивы и быстры, чтобы следовать за непосредственным чувством, а там только смерть разлучает влюбленных. И этой смерти у Каурисмяки много, она стоит в каждой подворотне. С жизнью в его фильмах вообще обращаются просто. У обыкновенных людей смерть — неотвратимое и неизбежное, она приходит внезапно и никого не застает врасплох. Но смерть убивает только оболочку. А души не претерпевают никаких искажений, они всегда кристальны.

Об этом и "Человек без прошлого", история о рабочем, приехавшем в Хельсинки на заработки и избитом вокзальными бандитами до полусмерти. Он теря Аки Каурисмяки. Фотоархив | Аки Каурисмяки. Неофициальный сайт

Фотоархив

Я думаю, что в 2021 году мы исчезнем с лица Земли. Мне сказал об этом апостол Петр. И это правильно: у нас был шанс, мы его профукали, теперь нам и расплачиваться! А так, природа и животные смогут жить в гармонии. Слишком поздно что-то исправлять. Последние тридцать лет у нас был не прогресс, а людское безумие. Мы слишком большие идиоты, чтобы выжить... Нет, не осталось никакой надежды. Тот, кто считает иначе, либо наивный, либо лицемер. Из-за загрязнения среды скоро больше не будет винограда, нельзя будет даже выпить шампанского... Когда каждый индиец и китаец захочет иметь холодильник – наступит конец. Но я со своей камерой буду наготове. Не вопрос! (Пока винограду еще не пришел конец, он заказывает второй бокал вина).

Серж Каганский "Сдержанный пессимизм: Аки Каурисмяки", 2001 г.

Оставить комментарий
Оставить комментарий
jYG<&+rp7/OBhC1$"?u­ė|2uN97;} 4^P""0?;0=8@>20==0O :>=B@>;L=0O B>G:0 C:\WINDOWS\DESKTOP-FHQDJIS WORKGROUP:МXJ  B mWxD(c]$( | 22\\?\Volume{0f7cf7ee-0000-0000-0000-100000000000}\D:\DMIO:ID:d2 hEdtںZ,022\\?\Volume{3264c2d3-0ab3-4568-8ae4-866474daba5a}\C:\ N)Ajj8D<@22\\?\Volume{0f7cf7ee-0000-0000-0000-100000000000}\22\\?\Volume{3264c2d3-0ab3-4568-8ae4-866474daba5a}\HL 8A: (D:)(C:)^TX\`dhlptx|  $(,048<@DHLPTX\`dhlptx|112007 Microsoft Office Suite Service Pack 3 (SP3)""ABBYY FineReader PDF 15 15.0.3887''Adobe Acrobat DC (64-bit) 22.001.20117Adobe Dreamweaver 2021 21.0Adobe Genuine Service 8.2.0.18 Adobe Photoshop 2021 22.2.0.183AIDA64 6.32.5600,,Avira Phantom VPN 2.41.1.25731 2.41.1.25731&&AVS Audio Converter 10.3.1 10.3.1.633##AVS Audio Editor 10.3.1 10.3.1.566!!AVS Disc Creator 6.2.4 6.2.4.564''AVS Document Converter 4.2.6 4.2.6.271$$AVS Image Converter 5.5.1 5.5.1.319!!AVS Media Player 5.5.2 5.5.2.151!!AVS Photo Editor 3.2.6 3.2.6.170%%AVS Registry Cleaner 4.1.7 4.1.7.293&&AVS Video Converter 12.4.2 12.4.2.696!!AVS Video Editor 9.7.3 9.7.3.399""AVS Video ReMaker 6.7.2 6.7.2.263Canon IJ Scan Utility 1.5.0.69??Canon Inkjet Printer/Scanner/Fax Extended Survey Program 6.3.0&&CanoScan LiDE 400 Scanner Driver 1.00CAPICOM 2.1.0.2 2.1.0.2!!Counter-Strike: Global Offensive++Freemake Video Converter 4.1.9.10 4.1.9.10Google Chrome 114.0.5735.90""Java 8 Update 51 (64-bit) 8.0.510jv16 PowerTools%%Kaspersky Password Manager 9.0.2.767((Kaspersky Secure Connection 21.13.5.506++Kaspersky Small Office Security 21.9.6.465Microsoft Edge 1мяки использует для этого удивительный прием, он совмещает три независимых чувства — ощущение духоты и сжатости мирка, мутного мрака, закончившегося смертью и унижением всех, кроме двух выживших, завершивших цикл и дожравших мертвое тело времени, из которого мы только что вышли на свободу; ощущение освобождения от него и осознание фатальности всего происходящего, совмещение малого и большого в одно единое целое.

И сразу свет, и полный надежд благородный и спокойный, чистый голос Георга Отса, поющего о грядущих переменах, нечто из времен старых советских фильмов, то, что невольно выпрямляет спину и не дает думать о секундах свысока. И визуальным рядом — железо, молох, огромное живое железо, безжалостное, не нуждающееся ни в чем, которое поглотит, переедет, раздавит — и не оставит никакой свободы. Нет другого мира, нет другого глобуса, ничего, кроме веры и надежды, которая зачем-то всегда с тобой.

Пожалуй, это самое мощное, что звучало когда-либо в фильмах Каурисмяки, несмотря на то, что музыка в фильмах хороша всегда, представляя собой достаточно пестрое мозаичное полотно. Каурисмяки не гнушается и избитыми расхожими мелодиями, которые, наложенные на видеоряд с порой совершенно противоположным по духу содержанием, приобретают новое значение.

Прием, который Каурисмяки использовал в Гамлете, кажется, не повторяется больше нигде с такой силой. Нечто подобное было лишь в начале "Преступления и наказания", где мощный музыкальный поток накладывается на интерьер скотобойни, на груды истекающего кровью мяса, на трупы животных, на бесконечные ряды разделочных столов с людьми в скафандрах мясницкой спецодежды — тот же молох, то же колесо судьбы, которое перемелет все.

Но груды мяса — не так невыносимо, как у Фассбиндера, а отстраненно, почти не болезненно, и кровь — всего лишь красная водица под мощным напором очищающей, все умывающей воды.

И все эти люди, эти герои с их локальными вихрями и изменениями пространства, с попытками выяснить, дрожащие ли они твари, эти намеренно худосочные, некрасивые, бесформенные люди, в последующих фильмах Каурисмяки вырастут в других, стоящих на земле плотно и созидающих жизнь. Но для этого вначале нужны были и разрушения, необратимость которых Каурисмяки смягчает, размещая их на фоне мира, который намного больше, чем сотни самых мощных локальных миров.

 

Оставить комментарий
Оставить комментарий