Эйфория Аки Каурисмяки
В их числе - стебный роуд-муви «Американские ковбои едут в Америку» - рассказ о
выходцах из советской тундры, о «худшей рок-группе мира», которая в поисках
признания пускается в долгое странствие по дорогам одноэтажной Америки; «Девушка
со спичечной фабрики» - заключительная часть «пролетарской трилогии» Каурисмяки,
самая совершенная из ранних режиссерских работ с неподражаемой «финской Инной
Чуриковой» Кати Оутинен.
В фильме Каурисмяки экономит на всем - на сюжетных перипетиях, на их
продолжительности (картина длится чуть больше часа), на диалогах (первая реплика
звучит через 10 мин. после начала фильма, вторая - через 16 мин. после первой).
Сходство «Девушки» с картинами эпохи немого кино подвигает критиков считать ее
шедевром; артистическая черно-белая мелодрама, снятая в Париже, «Жизнь богемы» (Каурисмяки
предусмотрительно «советует зрительницам запастись носовыми платками» ) и
остроумнейшая драма с культовым Жан-Пьером Лео «Я нанял убийцу»; самый русский
из всех возможных финских фильмов, изящная трагикомедия «Береги свою косынку,
Татьяна»; драма о безработных «Вдаль уплывают облака»; самая успешная (как пить
дать, эпический боевик) драма о бездомных «Человек без прошлого» и наконец
«последняя» по счету маргинальная драма об одиночестве «Огни городской окраины»
- щемящая и трогательная история в традициях кинематографа Чарли Чаплина.
На трезвую голову трудно сообразить, откуда пошел в народ миф о горячих финских
парнях. Только кажется мне, что не иначе, как от брата Аки. Того самого Аки, что
Каурисмяки. Автора откровенно «плохоньких» фильмов, которым ни при каких
обстоятельствах не удастся потягаться с голливудскими гигантами. Уж слишком
кишка у них тонка. И это несмотря на все лавры Каннских фестивалей и европейских
«Оскаров». Несмотря на потуги западных синефилов убедить своего финского собрата
в его абсолютной состоятельности.
Что говорить о нас, здравомыслящих зрителях, если сам брат Аки на эти доводы не
клюет. Если он сам твердит о том, что его фильмам не было никакого смысла
появляться на свет божий. Они бы и не появились, если бы не дурацкий пунктик Аки.
Не в его характере лениться. Он типичный трудоголик. Постоянный творческий зуд
помогает режиссеру справляться с неприглядными чертами финской натуры -
угрюмостью и депрессивностью. К тому же национальный темперамент Аки усугублен
дурной наследственностью. Его отец и дед по линии Каурисмяки примирились с
действительностью лишь после того, как свели счеты с жизнью. Не желая
повторяться, Аки Каурисмяки вступает в борьбу с дурным настроением. Суть борьбы
в том, что он упорно тянет на себе кинематографическую лямку.
Тут весьма кстати заявило о себе пролетарское происхождение. Потомственному
представителю трудовой финской окраины Аки Каурисмяки не приходит в голову
заниматься воплощением на экране буйных барочных фантазий, покорять публику
хитроумными сюжетными головоломками и эффектными компьютерными прибамбасами. Его
единственное богатство - это оковы, т.е. камера, которая порождает безупречную «кодаковскую»
картинку. Внутри этой картинки не пахнет излишествами. Там все аскетично.
Немногословно. Персонажи стараются не переусердствовать и не разыгрывают гамму
внутренних переживаний. Ведь вся эта буржуазная сентиментальщина не в крови
рабочего, тем более финна. Да и бюджет фильмов Каурисмяки слишком мал, чтобы
режиссер мог позволить себе блажь репетировать со своими артистами более одного
раза. «Как ты работаешь с ними?» - спрашивает у Аки иной непонятливый
журналист. «Элементарно, - отвечает Аки. - В момент, предваряющий
реплику, я привлекаю их внимание поднятым к небу пальцем. Произношу нужный
текст. Они его повторяют. После чего я говорю им большое спасибо». - «А
если актеры требуют более детальных разъяснений?» - не унимается собеседник
Аки. «В этом случае я указываю им на дверь», - следует невозмутимый
ответ.
Действительно, о каких пояснениях может идти речь?! Истории у Каурисмяки
лаконичны до предела. Ведь то, что он вытворяет на экране, называется
дистиллированным кино. Кино без вредных примесей и инородных элементов.
Кино о маленьких людях таким и должно быть - выразительным и скромным. Юмор в
неулыбчивой манере Бастера Китона в нем соседствует с романтизмом и меланхолией
славянского разлива. К сказанному можно добавить, что кинематограф Каурисмяки
действует, как крепкий напиток. Всякий раз, когда на зрителя накатывает чувство
безоглядной тоски, фильм разливается по телу приятным теплом, согревая нас
надеждой и верой в лучшее.