Аки Каурисмяки, фрагменты пресс-конференции. Канны, 2006
Я хотел показать историю о Финляндии, слывущей одной из богатейших стран планеты, занимающей верхние строчки мировых рейтингов, где люди настолько счастливы, что улыбаются во сне.
«Огни городской окраины» - третья часть трилогии. В первой части я рассказывал о безработице, а этой теме никто не хотел посвящать фильмы. Я понимал кинематографистов, ведь эта тема не представляет интереса с коммерческой точки зрения. Я ненавидел их за это и осознавал, что являюсь одним из них и, значит, нужно снять такой фильм.
Вторая часть была про то же – про бездомных, бродяг.
А в третьей рассказывается об одиночестве, о человеке, у которого никого нет и нет надежды, что он кого-нибудь встретит.
Через четыре года после «Человека без прошлого»
Я не хочу, чтобы меня считали медленным режиссером. На самом деле, сценарий я написал за три дня. Остальное время я ходил на рыбалку, выращивал картошку и собирал грибы.
Единственная улыбка в тюрьме
Эта сцена появилась спонтанно. В массовке снимались бывшие заключенные, они как-то раз пошутили, и Койстинен (Янне Хюютияйнен) рассмеялся. И в этот момент я почувствовал, что человек, не сумевший вписаться в общество, чувствует определенную близость только с такими же маргиналами, аутсайдерами.
Алкоголь и творчество
Я снимал фильмы как в трезвом, так и в подвыпившем состоянии, и даже полицейская собака не сможет их отличить. При съемке фильма настолько концентрируешься, что воздействие «химпродуктов» не имеет никакого значения. Кстати, вам нужно избавиться от Путина. Он не пьет, и посмотрите, каков результат.
Работа с актерами
Я прошу их смотреть на мой палец. Когда я им двигаю, они произносят свой текст. Затем они продолжают смотреть на палец, пока я не скажу «стоп», и мы переходим к следующей сцене. Я практически не делаю вторых дублей, только если кто-нибудь не выполнил мои указания. Большую часть работы я делаю при монтаже.
Перевод с французского: С. Чистякова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru