на главную   интервью

Аки Каурисмяки: «Кино? Никакого толку – только попкорн продавать»

Лоренцо Буччелла  |  L'Unità  |  10.08.2006
«Финляндия – моя страна, но через три месяца она продаст свои войска Израилю, считая, что так можно прекратить войну. А нам только и остается, что жить – если повезет. Нет, наоборот, если не повезет, потому что я уже не вижу никакой причины жить в таком несправедливом мире».

Как всегда, Аки Каурисмяки курит и говорит тихо, прерывая речь глотками белого вина, которые дают ему возможность обдумать свои слова. И никогда не оставляет той иронии, которой окрашена каждая молекула его фильмов, иронии, которая проявляется даже в самых простых разговорах. Кроме того, достаточно посмотреть свежим взглядом на некоторые его работы – шедевры – от «Я нанял убийцу» до «Человека без прошлого», чтобы понять, что странный лунный свет в его персонажах не отличается от настроения их «изобретателя». Все они – люди-аутсайдеры, все находятся за пределами идей мэйнстрима, которые текут высоко над их головами.

Чтобы объединить все части огромной вселенной Каурисмяки, в этом году на фестивале в Локарно ему посвятили целую ретроспективу, сопровождающуюся второй подборкой фильмов, которые больше всего повлияли на нашего режиссера-киномана. От Бунюэля до Де Сики с Виго, выбор, который сделал сам Каурисмяки: «Когда меня попросили написать десять моих самых любимых фильмов, я начал писать на листке бумаги, пока не заснул с ручкой в руке. Когда утром пришла жена, чтобы разбудить меня, я дошел до фильма номер 856. Мне пришлось долго и нудно сокращать этот список».

Все, кажется, становится проще, когда речь заходит о настоящем, о шуточках насчет его статуса известного «автора», который появляется на главных интернациональных фестивалях. «Теперь мне легче, потому что все известные режиссеры умерли. Теперь на фестивали зовут меня, хотя я и снимаю отвратительнейшие фильмы. С другой стороны, в мире слепых, даже одноглазый может хоть что-то рассмотреть».

Размышления о тишине и одиночестве переплетаются с экзистенциальными поворотами, которые все сводятся к пессимизму. «Чем больше лет проходит, тем больше я чувствую потребность побыть одному, потому что не считаю себя хорошей компанией для других. Чего вы хотите? Как все люди-аутисты, я пытаюсь доказать свое существование с помощью фильмов, но остаюсь в положении того, кто кричит в пустой темной комнате».

Кроме этого, эта склонность к катастрофам – не что иное, как признанный антидот, чтобы не разочароваться при слишком больших ожиданиях. «Вы спрашиваете меня, могут ли фильмы изменить мир? Я пытаюсь, но теперь кино нужно только для того, чтобы занять народ, оно стало товаром, который продают вместе с попкорном. Только не надо думать, что продукция Голливуда мне нравится. Так было, да, но сейчас все по-другому: когда-то были люди, как Хичкок и Бастер Китон, а теперь только бойскауты, играющие в компьютер».

Перевод с итальянского:  Ю. Шуйская, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий