на главную   интервью

Аки Каурисмяки: «Когда умрет пленка, я больше не буду снимать»

Стефано Стефанутто Роза  |  cinecitta  |  11.04.2013

На встрече с режиссером Аки Каурисмяки, которому на фестивале в Лечче посвящен персональный показ, выяснилось, что Брэд Питт и Джонни Депп ему несимпатичны и он никогда не выбрал бы их для своих фильмов, в которых часто появляются лица его любимых актеров Кати Оутинен и Матти Пеллонпяя, таких похожих на реальных людей, а не на бездушных идолов. Как сказал финский автор в подписи к фотовыставке «Тени в раю», посвященной ему и проходившей в замке Карла V: «Если актеры не улыбаются и не машут руками, как мельницы, они приняты на роль». Американским звездам нет места среди отчаявшихся пролетариев, среди поэтов и маргиналов, которые наполняют его кинематографический мир: ночной охранник («Огни городской окраины»), старый чистильщик обуви («Гавр»), пара крестьян («Юха»), человек, потерявший память («Человек без прошлого»), клерк («Я нанял убийцу»), молодой шахтер («Ариэль»).

На пресс-конференции, которую вел Массимо Каузо, Аки Каурисмяки, нервно курил электронную сигарету и играл словами, а когда один журналист начал свой вопрос со слов «когда вы были молоды», Каурисмяки резко встал, схватил его за грудки, и, среди всеобщего веселья, попросил его не использовать прошедшее время.

- Вы заявили, что не будете отказываться от пленки. Что вы будете делать, когда ее больше не станет?

- Если будет невозможно снимать фильмы на пленке, я больше не буду снимать. В молодости я был электриком, думаю, что смогу вернуться к этой профессии.

- Вы пессимистично смотрите на будущее кино?

- Были хорошие периоды, во время которых были такие режиссеры, как Феллини и Бергман, и темные периоды, когда надо было довольствоваться тем, что есть. Если мир умирает, умрет и кино как его часть. Подумайте о Кари Гранте и Брэде Питте, вы можете их сравнить и по разнице между ними понять, что за период мы переживаем.

- Сегодня кино может рассказывать о проблемах общества?

- Я всегда пытался быть верным своему стилю. Я чувствую, что я не только режиссер, но и любитель историй, по которым я путешествую. Я рассматриваю этот мир широко открытыми глазами. Кино, как нас учили Дзаваттини и де Сика, всегда основано на одних и тех же темах. Это не игра, хотя и кажется ею, и в нем нельзя все поменять, когда хочется.

- Ваша любовь к кино родилась из посещения киноклубов?

- Я был синефилом с молодых лет, когда открыл для себя реализм «Нанука с Севера» и сюрреализм «Золотого века» Бунюэля.

- Вы знаете современное итальянское кино?

- Я мало смотрю современных фильмов и не знаю, что происходит в современном кинематографическом мире. Я больше смотрю немые фильмы, Мельеса, Дугласа Фэрбенкса, хотя как комический актер он не так хорош, как Бастер Китон, зато в остросюжетных фильмах он играет намного лучше. Брэд Питт, конечно, может подняться на его уровень только благодаря цифровым спецэффектам. И потом я смотрю вестерны.

- Как так вышло, что музыка почти всегда является вашим главным героем?

- Потому что я ленивый, а создание диалогов требует времени и работы, - музыка, в отличие от них, уже готова. Кино состоит из образов, истории и музыки, и эти три элементы неотделимы друг от друга.

- Каковы ваши отношения с вашим постоянным оператором Тимо Салминеном?

Мы работаем вместе более 32 лет, и во время съемок никогда не разговариваем: он занимается светом, а я режиссурой.

- А каковы ваши отношения с живописью?

- Очень тесные, к тому же моя жена художница, ну там как Гойя и остальные.

- Вам никогда не хотелось снять фильм в Италии?

- Когда я попробовал салентинское вино, я задумался над этим. Есть еще проблема с итальянским языком, французский мне кажется более простым, более понятным, в том числе и в кино. Ваши фильмы более сложные: иногда в них много говорят, иногда нет. Нужно, чтобы Нанни Моретти объяснил мне еще некоторые диалоги.

- «Слишком циничный» - так называют ваш стиль, отказывая вам в праве сдать экзамен на право допуска в финское кино. Что происходит?

- Тест состоял в том, что нужно было отрецензировать фильм, который мне показали, не сказав, что его сделал глава этой школы. Фильм был плохим, и я честно про это написал.

Перевод с итальянского: Ю. Шуйская, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий