Выдержки из сказанного Аки Каурисмяки - обо всём и ни о чём…
Для «Человека без прошлого» у Каурисмяки было много вариантов названия, и все они крутились вокруг слова «бродяга» в честь короткометражки Чарли Чаплина «Бродяга». Однако в фильме речь идёт вовсе не о бродяге. В последний момент Аки пришло в голову название «Человек без прошлого», и он немало удивился, узнав, что до него никто, даже в Голливуде, так фильм ещё не называл. Касаемо же главного героя, Каурисмяки решил, что предпочтительно будет вывести его под литерой М. Действительно, в финском три важнейших вопроса: где, когда и почему начинаются на М, так же как в английском - на W [1] .
Истоки его вдохновения
О «Человеке без прошлого» Каурисмяки говорит так: «Хотелось снять неореализм в цвете с юмором впридачу». Он считает себя скорее шейкером для коктейлей, чем кинорежиссёром: «30% де Сика + 30% Одзу (для сюжета) + 15% Дугласа Сирка (для идеализма цветных фильмов) + 10% Капра (для оптимизма социальной мелодрамы) и 15% американского художника Хоппера (для придания выразительности цветам и теням)».
Его вкусы сегодня:
Каурисмяки - истый киноман. До того, как стать режиссёром, он смотрел в киноклубах до десяти фильмов в неделю (заметим, что будучи в то время почтальоном, он почти всегда имел в своём распоряжении всю вторую половину дня). Для него «американское кино умерло в 1962 году. Почему в 62-ом? Да потому что мой Cadillac 62-го года выпуска!!!»
Он говорит, что «Розетта» братьев Дарденн ему очень понравилась, хотя он и не прочь попенять им вторичностью фильма, считая его вариацией на тему «Мушетт» Брессона. В целом, современное кино повергает Каурисмяки в уныние. В кинотеатр он, по собственному признанию, ходит только в исключительных случаях, например, на фильмы своих друзей: Уэдраого, Джармуша или Киаростами, в защиту которых он недавно высказался на Нью-Йоркском кинофестивале. Финский же кинематограф его повергает в отчаяние. Он считает, что молодые люди «слишком ленивы»: «Вот уже пять поколений я жду, что среди наших появится кто-нибудь, кто превзойдёт меня, потому что я слишком стар и устал, но никто так и не появляется». Согласно Аки, молодёжь не может выбрать между работой и баром. «Впрочем, добавляет он, сам я совмещаю оба этих занятия».
Рецепт творчества, версия Каурисмяки
«Прежде всего, надо забыть себя. Для начала осознайте, что вы ничто, просто пыль. Посмотрите сто фильмов, посмотрите их в молчании. Побродите по лесу один, повторяя себе, что вы никто. Затем состредоточьтесь, то есть посмотрите ещё сто фильмов. После этого приступайте к работе».
Пессимизм по Каурисмяки:
«Мир, в котором мы живем, безнадёжен, и конец его наступит в 2021 году!»
«В глубине души я очень религиозен. Я верю в искупление и Святого Павла. Бог давно умер, а Иисус был одурманен наркотиками. Единственный, кто сейчас живет в небе, - это Святой Петр, и у него есть ключи: это единственное, что имеет значение».
«Мы живём в обществе, где богатые становятся богаче, а бедные — беднее, как и везде на Западе. Этот фильм («Человек без прошлого») - сказка по сравнению с реальностью, которая куда беспощадней».
Метод Каурисмяки: некоторые правила
«Я всегда снимаю первую репетицию. У меня постоянные актеры и они знают об этой уловке. И поскольку они знают, что я снимаю репетиции, то играют сразу, негодяи!»
«Сначала надо выбрать цветовое решение и поставить свет с оператором-постановщиком. Затем ввести актеров, рассадить и попросить их проговорить диалоги, не играя. Затем отработать их перемещения с учётом освещения и, главное, не говорить им, что всё уже готово к съемке. Затем втихаря снимайте первую репетицию, после чего благодарите их. Напоследок снимайте крупные планы».
«Когда я пишу сценарий, я продумываю биографию каждого из моих персонажей, что они сделали, чтобы “дойти до жизни такой“. Но актерам я это всё не рассказываю, чтобы не смущать их такими деталями. Например, для персонажа Ирмы (в исполнении Кати Оутинен), я придумал, что у неё была любовная история в школе, но очень богатая тётя принудила её порвать эти отношения. В результате Ирма почувствовала необходимость стать социальным работником, помогать другим, и её легко поймала в свои сети эта контора, где она работает».
«Я категорически не приемлю насилия в фильмах. И если 95% режиссёров помешались на сексе и насилии, то должно же быть и меньшинство на этом не зацикленное».
Перевод с французского: Леонид Волков и Татьяна Романова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru