на главную   интервью

поиск

 
 

«Я рассказываю о проигравших»

 
Беатриче Манетти  |  La Repubblica  |  21.06.2006

 

В понедельник ночью, прибыв во Флоренцию, Аки Каурисмяки до шести утра беседовал о жизни с портье гостиницы. «Эта деталь говорит о его кино больше, чем что бы то ни было», - сказал Сильвио Орландо, который вчера вручил премию «Мастеров Кино» Фьезоле самому молчаливому, парадоксальному, меланхоличному и самоироничному режиссеру из тех, кто поднимался на подмостки римского театра.

 

Закончились восьмидесятые, когда странная рок-группа из Ленинграда уехала в Америку и открыла Европе талант этого финна, любимого лузерами. На волне успеха фильма «Ленинградские ковбои едут в Америку» появились и другие фильмы, которые показали, что режиссер – не только невероятный комбинатор жанров, но и современный трагик и черный юморист. «Черный юмор – не специфически финский продукт, - говорит Каурисмяки. – С другой стороны, я ходил по барам и слушал истории, и часто в них был именно черный юмор. Это способ выжить».

 

«Гамлет идет в бизнес», «Девушка со спичечной фабрики», «Вдаль уплывают облака», «Человек без прошлого», а теперь «Огни городской окраины», представленный на последнем Каннском фестивале и объявленный в программе сегодня вечером, предварительный просмотр в Италии в зале Дворца Конгрессов (в 21.15, вход свободный). Вот уже двадцать лет Каурисмяки верен себе, убежден в том, что «человеку нечего терять, кроме своего стиля. Если теряешь стиль, теряешь достоинство. Поэтому я продолжал свою некоммерческую линию, хотя цена этой свободы – одиночество».

 

Двадцать лет он рассказывает о маргиналах, кротких и молчаливых, которые внезапно теряют все: работу, любовь, память. Все, кроме возможности начать все сначала. Поэтому Каурисмяки прав, отстаивая в своем фильме ценность гражданского долга, правда, маскируя это иронией и слегка ирреальным лиризмом: «Я рассказывал о безработице, об исчезновении в мире, о своем ужасе насчет будущего, которое ждет человечество. Я думаю, что совокупность моих фильмов представляет историю Финляндии последних двадцати лет».

 

Чтобы лучше узнать его, Национальное управление кинокритиков, организатор премии наряду с муниципалитетом Фьезоле и Региональной Медиатекой Тосканы, внесли в календарь мероприятий круглый стол с режиссером, который состоится сегодня в 10 часов в большой аудитории Епископской Семинарии на площади Мино во Фьезоле. Если правда то, что человек проявляется в деталях, чтобы понять Аки Каурисмяки может быть достаточно и описания того, что завтра, возможно, мы увидим в его фильме: «Сначала прихожая, слева барный туалет. Вас приветствует плотник, столяр или актер, зависит от вашей профессии, который проводит вас в небесный ресторан. За столом сидят Росселини и Эрих фон Штрогейм, но, поскольку они разговаривают, мой провожатый приглашает меня на место, которое зарезервировано для меня. Это домики, выстроившиеся в ряд. За каждой дверью большая терраса с видом на рай. Я его еще не видел, но знаю, что бар прямо у меня за спиной».

 

21.06.2006

La Repubblica

Перевод с итальянского:  Ю. Шуйская, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

 

 


avk (c) 08-17

Все права на все текстовые, фото-, аудио- и видеоматериалы, размещенные на сайте, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. При полном или частичном использовании материалов, переведённых на русский язык специально для сайта aki-kaurismaki.ru, ссылка на http://aki-kaurismaki.ru обязательна.