Родился 4 апреля 1957 года в
городе Ориматтила (Orimattila) [1]. Родители: Йорма и Леена Каурисмяки.
В семье, кроме Аки, было ещё трое детей. Отец
Аки занимался коммерцией и его работа была
связана с постоянными разъездами, а мать
работала в туристическом бюро. Семья часто
переезжает с места на место.
Из Ориматтила семья
Каурисмяки переезжает в Лахти, а затем
и в Тойяла.
Воспоминания этого периода позднее нашли отражение в фильме "Береги свою косынку, Татьяна" (1994).
Аки вспоминает: «За городом, в середине 60-х, молодёжь была разделена на рокеров и хиппи. У рокеров были американские машины, около восьми вечера
они собирались в центре города, чтобы сделать несколько кругов вокруг рыночной площади. У хиппи были бесформенные холщёвые сумки, украшенные символом мира, они слушали Битлз и психоделическую музыку. Я был хиппи, по примеру своих старших братьев и сестер, и я боялся всего на свете...»
[4]
На стареньком автомобиле Rambler American,
купленном отцом, Каурисмяки всей семьёй путешествуют по Европе и даже
совершают поездку в Крым. По словам самого Аки,
это путешествие расширило его
"романтико-патриотическое восприятие мира".
Мы ни разу не
прожили много лет на одном месте, так что я в
действительности ниоткуда особенно не
происхожу... Я просто пытаюсь прикрыть свои
деревенские корни, снимая городские фильмы...»
[2]
|
Начиная с детских лет,
главной страстью Аки были книги. Читать он начал
рано, с четырёх лет и, уже учась в школе,
нередко прогуливал уроки, чтобы в это время
прочитать очередную книгу, взятую в
школьной же библиотеке. Музыкальные пристрастия
Аки сформировались во многом благодаря Харри
Марстио, с которым он жил по соседству в
Куусанкоски. Позднее песни
самого Марстио прозвучат в фильмах Каурисмяки "Преступление
и наказание" (1983) и "Тени
в раю" (1986).
В 1973 году Аки заканчивает
среднюю школу в городке Канкаанпяя.
К этому времени он начинает всерьёз
интересоваться кино, становится активным членом
киноклубов. Он смотрит по пять-шесть фильмов
каждый день, восхищается Годаром, Бунюэлем, Одзу...
[5]. Но поступить в киношколу
не удаётся, его "прокатывают" на экзаменах
как "слишком большого циника" [3]. Аки поступает в университет Тампере на
факультет журналистики, но, проучившись два
года, решает уехать.
Однажды
я собрал свои вещи, которые
помещались в то время в два
пластиковых пакета, прыгнул в
поезд и отправился в Хельсинки,
искать какую-нибудь работу...»
[4]
|
Ему довелось поработать
грузчиком, рабочим на стройке, оператором в
типографии, почтальоном, художником,
журналистом, мойщиком посуды в стокгольмском
ресторане.
В
1981 г. Аки вместе с Паули
Пентти пишет сценарий для фильма «Лгун»,
дипломной работы своего брата Мики,
который к тому времени закончивает
киношколу в Мюнхене.
Вместе с братом они
основывают кинокомпанию "Villealfa",
названную в честь
фантастического фильма Жана-Люка
Годара «Альфавиль».
Первым детищем свежеиспеченной
фирмы становится
документальный опус о
гастролях трех финских рок-групп по
окрестностям озера Саймаа. С тех
пор Аки навечно привязан к
такому специфическому и
экстравагантому музыкальному
явлению, как финский рок.
Позднее, в 1986-м, с
короткометражного фильма "Рокки-6"
начнётся сотрудничество с культовой группой
"Ленинградские ковбои"
(в то время - "Sleepy Sleepers"), гордо
носящей статус "худшей
рок-группы в мире".
В начале 80-х
Аки пишет сценарии для двух
дебютных фильмов старшего брата
Мики («Лжец» (1981) - объяснение
в любви годаровскому «На
последнем дыхании» и
гангстерский «Никчемные» (1982),
которые критика сравнила с
дыханием свежего ветра). Эти
фильмы отмечены также и его
актёрскими работами. Позднее Аки
участвовал в написании сценария
фильма брата «Клан. Рассказ о
лягушках» (1984) и диалогов в
фильме «Россо» (1985).
Игровым
дебютом Аки в режиссуре
становится модернизированая
версия «Преступления
и наказания»
(1983).
Как-то
я прочёл интервью Хичкока, где
он говорит, что никогда не сможет прикоснуться к этой книге.
И я подумал: "Хорошо, я покажу тебе, старик". Позже я понял, что он был прав. Но я
был молод и это меня извиняет...»
[6]
|
Первый фильм
Каурисмяки имел очень большой
успех в Финляндии, кинокритики и
публика с нетерпением ждали
следующей картины молодого
режиссёра. Однако Аки опять
удалось всех удивить - в 1985
году он снимает абсурдистскую
трагикомедию "Союз
Каламари", самый что ни на
есть crazy
из его фильмов. А затем
вновь возвращается к опыту
литературной адаптации в фильме
"Гамлет
идёт в бизнес" (1987),
перенеся классическую трагедию в
современный мир большого
бизнеса. "Я - шизофреник. Я
делаю то серьёзную картину, то
что-то из области "ни в какие
ворота не лезет", а потом
возвращаюсь обратно", -
говорит режиссёр.
В 1986 году Каурисмяки
снимает свой первый "классический" фильм - "Тени
в раю", положивший начало "трилогии лузеров",
в которую вошли также "Ариэль"
(1988) и "Девушка со
спичечной фабрики" (1990). Благодаря
этим фильмам имя Аки Каурисмяки становится
известным в Европе. С начала 80-х годов уже
пятая часть всей кинопродукции Финляндии
подписана фамилией Каурисмяки.
Начиная с 1981 года Аки снял
20 полнометражных художественных и
документальных фильмов, его короткометражки были
включены в киноальманахи (один из них - "У
каждого своё кино" - был снят к 60-летию
Каннского фестиваля). Главный герой его фильмов
почти всегда это прирождённый аутсайдер, который
теряет всё, но находит в себе силы подняться. Он
бежит к свободе и эта свобода может быть где
угодно - в Эстонии, Мексике, Сибири, но - за
пределами Финляндии. Актёрский ансамбль в
фильмах Аки Каурисмяки практически неизменен.
Хороших актеров в Финляндии не так много, если они кажутся мне убедительными и хорошо вписываются в сюжеты моих фильмов, то зачем их менять?.. Я всегда говорю актерам, что они могут произносить текст как хотят, но никогда не должны кричать и должны проговаривать диалоги, точно следуя тому, как они написаны...»
[2]
|
На его режиссёрский стиль повлияли такие режиссёры как
Жан-Пьер Мельвиль, Робер Брессон, Луис Бунюэль, Ясудзиро
Одзу, Акира Куросава. Каурисмяки опирается на неброскую актерскую
игру и простое кинематографическое повествование. Его
фильмы имеют тонкий изящный юмор, отдаленно напоминающий
юмор в фильмах Джима Джармуша, который, кстати, играл
камео-роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои
едут в Америку». Джармуш, в свою очередь, взял актёров,
игравших до этого только у Каурисмяки (Матти
Пеллонпяя,
Кари Вяянянен и
Сакари Куосманен), на роли в
своём фильме «Ночь на Земле».
На
сегодняшний день является самым
знаменитым и почитаемым
режиссером Финляндии, давно
завоевавшим во всем мире статус
культового. Ретроспективы его фильмов
проходят по всему миру.
Он совладелец
бара “Москва”, нескольких
ресторанов и кинотеатра
“Андорра” в Хельсинки (плюс
отель в Нумми-Пусуле, западнее
Хельсинки). Аки является одним из
основателей
фестиваля Midnight
Sun (Соданкюля), единственного в
мире кинофорума, проходящего за
полярным кругом.
Начиная с 1989 года, каждую осень, Аки вместе
с женой Паулой Ойнонен
и своими собаками отправляется на полгода в
Португалию, где у него дом недалеко от Порто, мастерская, сад и
виноградник. Возвращаясь в
Финляндию, живёт в своём доме в Карккила,
небольшом городке в 65 км от Хельсинки.
[1] Сам Аки, правда, утверждает, что это произошло в Хювинкяя (Hyvinkää)
(см. Peter von Bagh, «Aki Kaurismäki», Cahiers du Cinéma,
2006)
[2]
Андрей Плахов, Елена Плахова, «Аки Каурисмяки. Последний романтик»
[3]
Peter von Bagh, «Finnish Cinema», in Guide to the Cinema of Sweden and Finland (Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2000).
[4]
Peter von Bagh, «Aki Kaurismäki», Cahiers du Cinéma,
2006
[5]
Как признаётся сам Аки, большую роль в его "кинообразовании"
сыграла
книга "История кино" (Peter von Bagh, «Elokuvan historia», 1975),
купленная старшим братом Микой.
[6]
Jonathan Romney, "The Kaurismäki Effect", Sight and Sound , Vol. 7, No. 6, 1997
|