на главную   интервью

Аки Каурисмяки: «Я забил на реализм»

из интервью журналу Filmihullu  |  2011
В интервью с главным редактором журнала о кино Filmihullu и директором финского кинофестиваля Петером фон Багом Аки Каурисмяки рассказал, как создавался его фильм. Фрагменты этого интервью были опубликованы на страницах французского интернет-издания Courrier international.

– «Гавр» во многом перекликается с французским кино. Как бы вы определили ваш фильм?

– Я не думал о каком-либо конкретном направлении кинематографа, а просто начал писать, и получилась оптимистичная история. С художественной точки зрения фильм стилизован под сказку, что вносит определенный диссонанс. Я до самого конца не был уверен, что все получится. Визуальный ряд выполнен без прикрас, чтобы не противоречить основной идее фильма. Я хотел вывести на первый план человека. В критические моменты проявляются как самые прекрасные, так и самые отвратительные черты характера. Потеряв все, люди проявляют солидарность и встают на путь самоотречения. В фильме я намеренно преувеличил лучшие качества человечества, которые не так часто можно встретить сегодня.

– В вашем фильме люди, злоупотребляющие властью, практически не появляются или представлены в лице нерадивых чиновников. Почему?

– Мы слышим голос префекта полиции, но не видим его самого. Мне показалось интересным упростить этот образ до механизма, не выделяя его. Показать безликую власть для усиления эффекта. Я хотел воссоздать атмосферу, в которой представители властей кажутся невидимками, остаются в прямом смысле за кадром. Отрицательные персонажи отсутствуют, за исключением соседа доносчика. Изначально я написал в сценарии, что контейнер, в котором ехали иммигранты, был грязным и часть нелегалов погибла в пути. Но я не смог это снимать и решил сделать все наоборот. Я показал, что они надели все самое лучшее, в общем, забил на реализм. Я представил их как людей достойных и сильных, а не как существ, валяющихся на полу посреди собственных экскрементов, что, вероятно, больше бы соответствовало действительности, учитывая, что они провели в этом контейнере две недели. Фильм намекает на то, что в Средиземном море документов, удостоверяющих личность, больше, чем рыб. Многие иммигранты выбрасывают документы в море, чтобы их не могли выслать обратно. Кстати, фамилии многих участников массовки, задействованных в эпизодах фильма, не указаны в титрах, поскольку они живут в стране нелегально.

– Вы сказали, что «Гавр» является первой частью трилогии. После ее завершения у вас будет ровно двадцать фильмов.

– На создание этой трилогии (под названием «Трилогия портовых городов») мне понадобится, возможно, лет десять. Ставить себе цели полезно. Если речь идет о трилогии, то ограничиться двумя фильмами уже не получится. Я ведь уже снял две трилогии, и нужна была третья! (Речь идет о пролетарской трилогии, включающей фильмы «Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988) и «Девушка со спичечной фабрики» (1990), и трилогии о маргиналах: «Дрейфующие облака» (1986), «Человек без прошлого» (2002), «Огни городской окраины» (2006).)

– Следующую часть вы будете снимать во Франции?

– Нет, следующая будет снята в Испании (в Галисии), а третья – в Германии.

Перевод с французского:  С. Чистякова, специально для сайта aki-kaurismaki.ru

Оставить комментарий