Янне Хюютияйнен: «Веди себя как человек»
Тридцатисемилетний Янне Хюютияйнен сидит в кафе на третьем этаже торгового
центра Мююрманни, пьёт вторую чашку чёрного кофе и рассуждает о любви.
— Когда любишь без памяти, совсем не думаешь о последствиях. Влюблённость – это
как покупка в рассрочку или по кредитной карте. Счёт приходит тогда, когда
отпуск уже закончился. И начинаешь раздумывать, а стоило ли оно того.
— Койстинен тоже был чист и искренен в своей любви. Но потом этой чуши пришёл конец.
Янне Хюютияйнену принадлежит главная роль в новом фильме Аки Каурисмяки «Огни городской окраины», премьера которого состоится в начале февраля. Он играет ночного охранника Койстинена.
«В историях и фильмах хорошо то, что в них можно увидеть чью-то жизнь целиком. Своя ведь ещё не закончилась».
— Койстинен – немного одинокий и замкнутый мужик, но человек хороший, - так описывает Хюютияйнен своего персонажа.
— Он попадает в тюрьму, оставляя на свободе двух женщин, банду преступников и машину.
В фильме есть преступления и любовь, но основная его тема – одиночество.
«Огни городской окраины» снимали прошлым летом, и Хюютияйнен говорит о Койстинене уже в прошедшем времени.
— Сначала я не видел в Койстинене ничего, что было бы мне близко. Кроме, разве что, любви к рок-н-роллу, быстрым автомобилям и женщинам. Койстинен был самостоятельным и независимым человеком. Я же совершенно не способен жить в одиночестве.
«Я считаю, что уж если ты одинок, то одинок до самого конца».
Для Хюютияйнена семья и близкие – это главное. Родом он из Савонлинны. Его отец подвизался на городских работах, а мать работала в дедушкиной шинной и аккумуляторной мастерской. Бабушка с дедушкой были опорой семьи. После школы Янне вместе с братом и дядей, который был старше его на пару лет, шёл сначала к бабушке в магазин нижнего белья, чтобы перекусить, а потом в дедушкину мастерскую, поиграть.
— Я парень из рабочей семьи, во всяком случае, если сравнивать с семьёй моей жены, выросшей в культурном доме. Если у них обсуждали вещи, которые хотели скрыть от детей, говорили по-шведски, по-английски или по-французски. У нас единственным иностранным языком был язык «вед». Между частями слов вставляется слог «вед», так, чтобы непосвящённые не смогли понять смысл предложения. Мама и бабушка до сих пор говорят о своих секретах точно так же.
Себя Хюютияйнен изображает консервативным лютеранином, который ходит на работу, возвращается домой, стирает бельё, не является вегетарианцем и не ходит на йогу.
Хюютияйнена интересуют противоречия, синтез противоположностей и задачи, кажущиеся неразрешимыми. Он считает, что в них часто бывает заложена глубокая истина. Ночной охранник Койстинен, например, смеётся единственный раз за весь фильм, находясь в тюрьме. Этой сцены не было в первоначальном сценарии.
— Вероятно, это происходит именно потому, что даже находясь физически в тюрьме, психологически можно обрести освобождение.
Янне Хюютияйнен был актёром-фрилансером с того времени, как в 1999 году окончил Театральную академию. Он работал в кино, театре, на телевидении и на радио. До сих пор Хюютияйнен играл в основном второстепенные роли и не был известен широкой публике. Благодаря фильму «Огни городской окраины» он может стать новой звездой финского кино. За границей фильмы Каурисмяки известны даже лучше, чем на родине.
— Было большой честью получить возможность работать с таким режиссёром, как Аки Каурисмяки. Сотрудничая с ним, можно не волноваться по поводу результатов. Он точно знает, что должно получиться в итоге, актёру же остаётся концентрироваться на своей роли.
— Для меня важно ещё и то, что я полностью разделяю ценности, которые Каурисмяки пытается донести через свои фильмы. Он на стороне тех, кто при нынешнем течении жизни в Финляндии остается под ногами более грубых парней.
Фильм «Огни городской окраины» завершает трилогию Аки Каурисмяки, которая включает в себя картины «Вдаль уплывают облака» и «Человек без прошлого». Новый фильм – самая простая и строгая из последних работ Каурисмяки. Койстинен – жертва, решающаяся отомстить за пережитую несправедливость.
— И всё-таки персонаж Койстинена напоминает скорее Иисуса, чем этакого Клинта Иствуда или Арнольда Шварценеггера. Это смирный и печальный мужчина, который мечтает о том же, о чём и я, но и в ночлежке для бездомных он остаётся один.
— A может быть, Койстинен больше всего похож на бродячего пса непонятной породы, блуждающего по набережным в поисках съедобного куска. А когда находит большой бифштекс, приходят другие псы и отнимают его.
Перевод с финского: Д. Кузнецов, специально для сайта aki-kaurismaki.ru